В Госдуму внесен проект бюджета на ближайшие три года и ещё 11 связанных с ним законопроектов. Один из этих законопроектов - наводящая тоску монотонным повторением «сказка про белого бычка», которую власти рассказывают нам десятилетиями. Речь идет о предложении правительства опять отложить решение вопроса о возмещении советских сбережений граждан, замороженных в начале 1992 года решением российских властей, и погашении обязательств СССР перед владельцами советских облигаций. На этот раз - до 1 января 2024 года.

В пояснительной записке кратко напоминается история проблемы.

В 1995 году был принят закон, который объявил советские сбережения и ценные бумаги внутренним государственным долгом России как правопреемницы СССР, и предписал их восстановить. Каждому потерявшему свои кровные в 1992 году или его наследникам следовало вручить некую ценную бумагу РФ, которая признавала бы этот долг и гарантировала его погашение.

В 1996 году был принят закон, который в самых общих чертах описал, как должна происходить переоценка старых советских вкладов - потому что все прекрасно понимают, что советский рубль и российский рубль лишь называются одинаково. А в 1999 году появился закон, который повелел Росстату ежегодно рассчитывать контрольную стоимость некоего «социального набора», и сравнивать её с т.н. базовой стоимостью этого набора, определенную в 464 рубля СССР.

Но дальше дело не пошло. Порядок перевода вкладов в целевые долговые обязательства РФ и порядок их обслуживания до сих пор так и не определены, констатирует писавший пояснительную записку Минфин. А «в связи с отсутствием источников финансирования», то есть из-за отсутствия денег, говорится далее, за последние 18 лет действие того закона 1999 года, который велел Росстату что-то там ежегодно рассчитывать и объявлять сумму, которую гражданам должно государство, приостанавливалось 11 раз.

Теперь предлагается сделать это в 12-й раз.

В 1992 году общая сумма замороженных советских вкладов и ценных бумаг составляла 345,54 млрд.советских рублей. Сейчас, обосновывая необходимость заморозить уже их возмещение, правительство приводит такие цифры: если перевести все советские сбережения и обязательства в долговые обязательства РФ, на их погашение в 2021 году потребовалось бы 48 с лишним трлн.рублей, а в 2022 и 2023 годах - примерно по 50 трлн.рублей.

Как же считал Минфин, если закон о порядке пересчета долгов не работает 18 лет?

Считал он приблизительно. В финансово-экономическом обосновании объясняется, как получились сумасшедшие триллионы рублей: учтена общая сумма долга, размер одного долгового рубля, который Росстат последний раз считал в 2002 году (стоил этот рубль тогда 31,5 российских рублей), и накопленная за прошедшие годы инфляция.

Между тем на днях Госдума после краткого обсуждения отклонила трудно сказать какой по счету законопроект, предлагавший погасить хотя бы 2,5 процента долга государства перед гражданами: его авторы из фракции «СР» утверждали, что на это потребуется примерно 1 трлн. 135 млрд.рублей в год. Но дело в том, что в прошлом году, когда этот законопроект писался, бюджет был профицитным, доходы превышали расходы на 2 с лишним триллиона, и всё равно власти заниматься возвращением долгов отказывались. Что уж говорить про сейчас, когда о профиците остается лишь мечтать: на ближайшие три года в бюджете, по прогнозу, расходы будут больше доходов, в 2021 году - на 2,75 трлн. рублей…

И единороссы, много раз голосовавшие за приостановку возмещения вкладов, и представители правительства при этом признают: проблема есть, решать её надо, государственный долг есть государственный долг. Но ничего конкретного не предлагают.

А ведь чем дольше тянется эта история, тем внушительнее и неподъёмнее для бюджета становится количество денег, необходимых для выполнения обязательств: инфляция-то никуда не делась!

Почему бы тогда честно не признать, что денег нет и не будет? И не предложить тем, кто ещё помнит, что были у них или их родителей вообще какие-то советские вклады, об этих вкладах забыть?

Но нет, честно не признают. И старые спящие законы, которые объявляют эти вклады госдолгом, не отменяют - лишь ежегодно приостанавливают их действие.

Кстати, в последние три года, принимая голосами единороссов подобные внесенному сейчас законопроекты, Госдума не забывала в своих постановлениях «рекомендовать» правительству все-таки разработать и внести в парламент проект закона, который бы окончательно урегулировал вопрос об исполнении обязательств великой, как нам говорят, Российской Федерации перед гражданами. Объяснил бы, сколько кто получит, как и когда. Но рекомендации Госдумы правительство игнорирует.

И опять рассказывает нам «сказку про белого бычка».

Авторы: МАРИНА ОЗЕРОВА