Онлайн-уроки, как обрести успех в соцсетях, удачу в новом деле или получить подарки «от Вселенной», озолотили немало блогеров. Aif.ru решил разобраться, в чем секрет популярности инфобизнесменов.

«Я в платье в виде денег. Потому что перед вами стоит человек, который за час сделал 140 миллионов», — обратилась к людям в зрительном зале популярная блогер Саша Митрошина. К тем, кто после ее вдохновляющей речи под заголовком: «Как стать очень богатым и признанным» решил купить ее онлайн-курс.

Почти как в анекдоте: «Сейчас я покажу вам, как быстро заработать миллион. Вас пять тысяч, а билет на денежный тренинг стоил две».

Налоговая пришла в гости

Неудивительно, что умение девушки вести бойкую торговлю воздухом заинтересовало налоговую. Оказалось: инфобизнесменша не доплатила в бюджет 130 миллионов. Как? Продавала видеоуроки через разные ИП, чтобы представлять себя как небольшого предпринимателя.

При этом не скрывая дорогие автомобили, элитные апартаменты и прочие признаки роскошной жизни. «А будет курс, как обмануть налоговую?», — оставляют язвительные комментарии на странице блогера. В похожей ситуации оказалась и блогер Лерчек — ей налоговая вменяет 300 миллионов.

Впрочем, они не единственные, кто разбогател на инфобизнесе.

Потратила полмиллиона: нет ни бизнеса, ни денег Создатели курсов закономерно не показывают разочарованных клиентов. Между тем некоторые из них тянут ярмо кредитов, взятых на обучение «успешному успеху».

Например, под постом той же Саши Митрошиной, призывающей делиться провалами, женщина по имени Зульфия пишет:

«Я 5 месяцев назад ушла из офиса, купила обучение у Аяза за 200 тысяч, потом наставничество маркетолога за 250 тысяч — и ничто из этого не помогло... Я просто слилась, впала в депрессию... Подушка безопасности после ухода из найма кончилась», — пишет коуч, вспоминая, что автор онлайн-курса обещал: уж стоимость обучения она точно отобьет.

Жалуются и на «марафоны желаний» от Елены Блиновской. Претензии: курс полон «воды» и самолюбования Елены, а негативные отзывы моментально удаляют. Но, как известно, в век экономики внимания все хорошо, кроме некролога. И потому: чем больше о персоне говорят — тем дороже можно продавать громкое имя.

Как заставляют покупать?

Один из инструментов — ограничение по времени. Такие онлайн-курсы всегда продают с пометкой: купить можно только в течение пары дней, количество мест ограничено, а первые покупатели получат скидки и подарки.

«Главное, не оставить подписчикам времени на размышления. Это ограничение мешает трезво мыслить. Продукт уникальный, крайне полезный, выгодный и вот-вот уйдет из-под носа, если не поторопиться», — объясняет психиатр Василий Шуров.

Другой инструмент: убедить, что онлайн-курс окажется бесценным. А, значит, не нужно смотреть на его стоимость.

«Инфобизнесмены используют псевдорациональность. Блогер настаивает на том, что покупка его продукта — это не блажь, а серьезное вложение, которое обязательно окупится в самом близком будущем», — объясняет психиатр.

Все то же самое, но за деньги

А что же авторы получают взамен? Участники смотрят видеоуроки, выполняют задания. Другое дело, что информация эта — далеко не такая эксклюзивная, какой ее подают авторы. И едва ли меняет чью-то жизнь.

Советы о том, что нужно ставить конкретные цели и идти к ним, убеждать людей в своей уникальности, а также снимать качественные видео и фото — есть в открытом доступе. Здесь же за них попросят от 50 тысяч рублей.

Истерички в погоне за хайпом

«Авторы таких курсов, как правило, люди с истерическим, нарциссическим радикалом и чувством собственной важности, которые всячески себя превозносят», — говорит Василий Шуров.

По словам эксперта особых секретов популярности нет, кроме человеческой наивности. «Люди видят: три миллиона подписчиков, стоит “синяя галочка” — значит, человек что-то из себя представляет. Его надо слушать», — объясняет врач.

По словам эксперта, за кадром остается то, что популярные блогеры могут тратить по полмиллиона в месяц на продвижение своей страницы в соцсетях, а приличная часть подписчиков — накрученные.

«Вся их технология — долго вести Инстаграм (запрещен в РФ) и меняться подписчиками. Гивы, розыгрыши с обещанием, что кто-то выиграет машину. Большинство людей думают: ненужная ерунда, но глядишь, квартиру выиграю или еще что», — говорит эксперт.

Марафоны желаний работают?

Нередко на онлайн-марафонах по личностному росту предлагают избавься от лишних вещей, нарисовать карту желаний, познакомься с новыми людьми или описать свои чувства.

Цель здесь конкретная — внешняя стимуляция. Поэтому неудивительно, что поначалу людям кажется: внутри меня что-то изменилось, считает Василий Шуров.

«Человек становится более активным. Внешний стимул помогает ему начать хотя бы что-то делать. Он выходит из дома, сталкивается с чем-то нетипичным для своей привычной размеренной жизни. И благодаря этому начинает замечать те возможности, которых раньше не видел», — говорит психиатр.

А иногда, говорит врач, человек начинает рефлексировать. Прислушивается к своим эмоциям, потребностям. Это помогает быстрее и эффективнее реализовывать цели.

Впрочем, ничего нового: большинство инфобизнесменов используют чуть переработанные психологические методики.

«Вселенная говорит со мной»

«Покупка различных онлайн-курсов, которая быстро позволит решить накопившиеся проблемы, происходит чаще всего в нестабильные периоды, когда уровень стресса зашкаливает», — объясняет психиатр Надежда Соловьева. По словам врача, на клиническом уровне это проявляется перестройкой мышления в сторону магифрении, магического мышления.

«Люди, чья реакция на стресс проявляется в магифрении, особо быстро вовлекаются в информационное пространство, созданное онлайн-тренерами. В случае, если нравственный уровень, нравственная сила личности тренера глубока, это может принести пользу. Но, бывает и наоборот», — говорит врач.

В этом также уверен психотерапевт Василий Шуров: «Огромную роль в работе инфоцыганства играют когнитивные искажения». Простыми словами: во время тренинга люди начинают везде видеть тайные «знаки»: «Эта лужа в форме сердца — знак!».

Чем опасны такие марафоны?

«Здесь нужно отметить, что специалисты в сфере психического здоровья следуют профессиональным этическим принципам. А онлайн-тренеры ориентируются только на свою личную этику. У них нет профессионального сообщества, каких-либо внешних нравственных рамок», — объясняет психиатр Надежда Соловьева.

Порой на волне восторга — и в ожидании исполнения обещаний организаторов — люди решаются на необдуманные радикальные шаги. Бросают работу, разрушают семьи, берут микрозаймы, чтобы «преодолеть мышление бедняка». Ну или просто остаются разочарованными. Как говорят специалисты: у человека растут завышенные не подкрепленные ожидания от жизни, которые могут привести к разочарованию в будущем.

А вот у авторов курсов все ровно наоборот. Здесь можно процитировать один из отзывов на марафон желаний Елены Блиновской. «20 минут слушала, как Лена выбирала тумбочки и какая она крутая: уже сто лет не ездит на маршрутках. Из деревни вы вряд ли после ее марафонов переедете, а вот она на ваши деньги снова съездит на Мальдивы».