Чтобы человек работал лучше, ему нужно поднять зарплату. В этом уверены 45% россиян, опрошенных ВЦИОМ. Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов соглашается с результатами исследования и объясняет aif.ru, при каких условиях есть смысл менять финансовую мотивацию.

По мнению многих HR-специалистов, рост заработной платы действительно может стимулировать сотрудника к новым трудовым подвигам. Вот только эффект будет не слишком продолжительным: по разным данным, он сохранится всего пару-тройку недель. Однако другие эксперты оспаривают эту теорию.

«Нематериальная мотивация вторична: пирамиду потребностей Маслоу еще никто не отменял. Когда кадровики говорят, что материальные стимулы не так уж важны, пусть попробуют снизить сотруднику зарплату и посмотрят на результат. Человек будет работать спустя рукава. Повышение зарплаты — это всегда стимул, который обеспечивает сохранение занятости человека в конкретной организации. Можно надеяться, что сотрудник будет выполнять свои прямые обязанности с большей тщательностью», — говорит профессор Сафонов.

Как только материальные возможности человека обеспечены, он начнет думать и о развитии организации, к которой будет ощущать свою причастность. Сотрудник может начать генерировать полезные идеи. Например, вносить рацпредложения о том, как сократить издержки предприятия, каким образом улучшить производительность и так далее.

«Если ориентироваться на зарубежные практики, то там есть две основных ситуации повышения зарплаты. Первое — это когда конкуренты предлагают больше, чем вы. Вы не хотите терять работника, поэтому выравниваете зарплату в соответствии с рынком. А второе — это индексация с уровнем зарплаты. У нас это в большей степени вынужденная мера в силу конкуренции. Только отдельные компании прописывают сроки и размеры индексации в коллективных договорах», — поясняет эксперт.

Удерживать персонал без достойной зарплаты долгое время не получится, равно как и не удастся сформировать коллектив без текучки. Вместе с этим человечество давно понимало необходимость и других форм поощрения. Например, доски почета, на которых можно показать трудовой подвиг работника. Сюда же относятся различные чествования, благодарности от руководства, поддержка семей, сохранение здоровья на рабочем месте и прочее.

«Некоторые корпорации помогают сотрудникам преодолевать различные виды зависимости. А на японских заводах, например, перед сменой сообщают сотрудникам, каких достижений удалось достигнуть бригадам в предыдущую смену. Формы поддержки могут быть разными, но я бы выстроил приоритеты со стороны сотрудников так: сначала — зарплата, затем — условия труда, а уже потом дополнительные материальные и нематериальные бонусы», — резюмирует профессор.