PR-специалист Вера М. (имя изменено по просьбе героини), которая занимается продвижением начинающих и состоявшихся звезд, рассказала о непростых отношениях с артистами, скандалах ради рекламы и зарплатах, которые получают люди её профессии.

Вера попала в пиар случайно, без профильного образования и соответствующего стажа работы. С 2009 года и по сей день девушка занимается продвижением звезд самой разной величины. Вроде бы её профессия ничем не отличается от других: случаются победы и поражения, нервные срывы и эйфория от успехов, недосыпы и заслуженный отдых. Но все же работа с публичными людьми — особенная. Каково это — быть пиарщиком, и ради чего эти люди готовы закрывать глаза на ненормированный график и неадекватность клиентов? АиФ.ru попробовал узнать из первых уст.

Родите от Киркорова

Я начинала работать 8 лет тому назад. Естественно, никаких знакомых в СМИ у меня тогда не было. Я просто брала прессу, смотрела, в какие примерно рубрики можно пристроить клиентов, и делала холодные звонки шеф-редакторам изданий и каналов. Далеко не всем из них нравилась моя настойчивость, поэтому иногда приходилось выслушивать отказы в довольно грубой форме. Сейчас открытого хамства стало гораздо меньше, видимо, уровень культуры среди населения вырос.

Недавно я предлагала одну начинающую звезду для публикации, мне отказали, но сделали это так, что я потом полдня смеялась. Журналистка написала: «Да, мы, конечно, поставим вашу певицу на обложку, если она родит детей от Киркорова».

Клиенты тоже бывают непростые: одна моя коллега при знакомстве с новой подопечной (популярная в 90-е певица) искренне сказала ей «я выросла на ваших песнях». Звезда после такого откровения устроила скандал и обиделась, поскольку для неё подобное признание было равносильно фразе «вы такая старая».

На доверии

В нашем бизнесе часто сделки не подкрепляются какими-то договорами, мы просто верим друг другу на слово. Естественно, всегда есть риск попасть на деньги — со мной такое бывало, но, к счастью, нечасто.

Специально портить жизнь такому недобросовестному клиенту никто не будет, зато если я узнаю, что он начал работать с кем-то из моего ближнего окружения, обязательно предупрежу о возможных последствиях.

Проблема в том, что 99% людей не понимают банальных вещей: деньги, заплаченные пиар-агенту, они, по сути, инвестируют в себя. Мне как-то одна дама заявила: «Я вам плачу, а сама что? Мне тоже надо зарабатывать». Но вы же не приходите в тренажерный зал к инструктору со словами: «Я же тебе свои кровные отдала, где моя зарплата?». Приходится объяснять элементарные истины, и делаю я это с завидной регулярностью — раз в месяц, потому что спустя 30 дней вся информация чудесным образом стирается из памяти большинства клиентов.

Нестабильность

Зарплата пиарщика в основном напрямую зависит от количества проектов: чем их больше, тем лучше для вашего кошелька. Обычно спад бывает летом и в январские праздники, когда все уезжают отдыхать. В сентябре все снова выходят из состояния «спячки».

Удивительно, но этим летом я пока не заметила какого-то резкого снижения активности, дел так много, что волосы дыбом стоят, не знаю, за что хвататься. Тяжело, но лучше так, чем полное затишье.

Зарплаты в нашей отрасли самые разные, но мне кажется, что получать меньше ста тысяч — просто не уважать себя, поскольку ты вкладываешь огромное количество сил и времени в человека. Подобные услуги не могут стоить дешево. Четкие границы

Договариваться со звездами нужно на берегу: как ты позволишь с собой обращаться, так и будет. В самом начале важно определить рамки, тогда не будет никаких проблем. Я всегда говорю, что вечером мне можно звонить только в экстренных ситуациях. Если этого не сделать, клиент без зазрения совести будет звонить вам ночью, а потом еще и скандал закатит, если вы ему не ответите.

Чем выше статус артиста, тем больше времени ему нужно уделять. Хорошо, если у него большая команда: пиарщик, администратор, директор, и каждый из этих людей занимается своим делом. Но, к сожалению, зачастую звезды хотят, чтобы пиарщик покупал им колготки, заказывал билеты на самолет, работал курьером и т.д. Лично я не приветствую такую рабскую многофункциональность и занимаюсь только своими непосредственными обязанностями. Я не готова жить чужой жизнью и 24 часа быть рядом с артистом. Хотя есть масса примеров, когда пиарщики летают с подопечными на все гастроли, ходят на все эфиры и съемки. Таких самоотверженных людей очень много. Но я бы так не смогла.

Из песни слов не выкинешь

Далеко не все умеют давать интервью, особенно когда речь идет о начинающих артистах, этому нужно учиться. Иногда человек из-за неопытности или нервов может сболтнуть лишнего. Моя задача сделать так, чтобы эта информация не стала достоянием общественности. К несчастью, есть журналисты, которые встают в позу и отказываются вносить правки в текст. Приходится примирять враждующие стороны. Когда звезда в бешенстве орет: «Я их засужу». Ты говоришь журналисту: «Она очень расстроена, давайте подумаем, как мы можем выйти из этой ситуации». А когда представитель СМИ посылает артиста на три буквы, ссылаясь на то, что интервью записано на диктофон, я его слова трансформирую в что-то более приличное и доношу до клиента: «Дорогая, нам предлагают такие варианты, давай выберем приемлемый, ведь ты же все-таки это сказала». Но если договориться не получается, приходится выходить на главу издательского дома и решать вопрос с ним. Это крайний вариант, но действенный.

Скандал за ваши деньги

Агентство, в котором я работаю, никогда специально не будет предлагать сделать пиар с помощью скандала, но если нас об этом попросят, то пожалуйста. Откровенно говоря, мне кажется, что подобный метод работы не самый эффективный, к тому же он не каждому по зубам. Нужно быть сильным и смелым человеком, чтобы выносить все последствия содеянного.

У одной моей коллеги была клиентка, которая после заявления об избиениях мужа стала желанной гостьей многих СМИ. Да, она попала на Первый канал, в различные глянцевые журналы, но что дальше? Сейчас о ней никто не вспоминает. Мне кажется, что вся эта история с избиением была в большей степени раздута, скорее всего, супруг просто дал ей оплеуху, но дама преподнесла все так, как если бы ее избили до полусмерти. Увы, в нашей стране любят «бедных и несчастных женщин», с этим ничего не поделаешь. Только безвозмездно

Когда у человека есть деньги, появляется иллюзия, что он может купить себе любую публикацию, но эта схема очень коварна: стоит один раз заплатить за эфир или статью, и ты будешь делать это постоянно. Умные люди такими приемами не пользуются. Возьмите Эмина Агаларова — покоряя шоу-бизнес, он действовал очень грамотно: постепенно влился в тусовку, подружился с изданиями, его пиар-служба вела довольно лояльную политику в отношении СМИ. В какой-то момент о нем стали говорить как о певце, а уже потом как о бизнесмене. А уж он-то мог позволить себе купить всех и сразу.

Под моим авторством

В сети есть много моих интервью, точнее материалов, которые я пишу за артистов. Это стандартная практика. Обычно к нашей помощи прибегают клиенты, у которых реально нет времени, они слишком заняты, чтобы общаться с прессой, к тому же вопросы журналистов редко отличаются уникальностью, чаще всего они стандартные: ваши творческие планы, как вы поддерживаете себя в форме, как вы все успеваете и т.д. Так зачем придумывать велосипед? Можно просто переписать когда-то сказанные слова. Плюс я хорошо знаю тех, с кем работаю, поэтому легко могу делать такие материалы. Не расслабишься

Очень много людей в шоу-бизнесе сходит с дистанции по одним и тем же причинам: «надоело», «я устала», «лучше я поеду отдыхать» и т.д. Не у всех хватает работоспособности, сил и нервов. Чтобы получить хороший результат, нам периодически приходится просто выжимать из людей максимум. Иногда проделаешь колоссальную работу, а новоявленная звезда «сдувается». Но как только ты уходишь, твое место тут же занимает другой человек. Здесь нужно забыть о своих «хочу» и руководствоваться словом «надо». Надо сделать фотосессию, дать интервью, вовремя его согласовать, сходить на мероприятие, познакомиться с нужными людьми, быть приветливой 24 часа в сутки и т.д. Иногда мне приходится писать по 50 SMS и звонить каждую секунду, чтобы добиться от артиста каких-то вещей. Все хотят быть звездами и ничего не делать при этом, но так не бывает.

Бонусы

Каких-то особенных бонусов я от своей работы не получаю. Да, хожу на различные мероприятия, но это не отдых, а тяжелый труд. Во-первых, нужно получить приглашение на это самое мероприятие, порой за него приходится биться не на жизнь, а на смерть, если человек малоизвестный. Потом ищу гримера для звезды, подбираю платье. До того, как артист приедет, я должна быть на месте, чтобы его кто-то пофотографировал, тоже приходится попотеть — ко всем подбежать, попросить сделать снимки именно своего подопечного и прислать их потом тебе. Следующий шаг — найти журналистов, которые захотят опросить звезду. Иногда просто приходится выбивать место получше, чтобы клиент чувствовал себя хорошо. Домой я уже не прихожу, а приползаю. По-моему, это сомнительный бонус.

Плюс график у меня ненормированный. В любой момент может произойти что-то экстренное. Например, вчера в девять вечера нужно было срочно найти вечернее платье в пол для клиентки. Никого не волнует, что я хочу отдохнуть вечером с семьей.

График с 9 до 18 явно не для пиарщика, потому что он может просто сидеть весь день, поскольку работы не будет, а ровно в 18:01 начнется веселая жизнь — срочно нужно заверить интервью, которое уходит в печать.

Работа нон-стоп

У всех нас бывают моменты, когда хочется бросить это дело. Недавно моя коллега повезла на «Кинотавр» одну клиентку, ее основная задача заключалась в том, чтобы актрису поснимали фотографы и фото разошлись по разным СМИ. Она своего добилась, но это было архисложно. По красной дорожке проходит очень много людей, и далеко не все из них потом попадают на страницы журналов. После таких командировок хочется просто уйти на пенсию. Но хороший отпуск расставляет все на свои места, и это желание исчезает.

Вообще наша профессия требует отдыха, хотя я знаю пиарщиков, которые не берут отпуск, а даже если берут, то всегда остаются на связи. К счастью, в том месте, где работаю я, подобного мазохизма нет — если человек уезжает отдыхать, его никто не трогает до возвращения, а иначе можно просто сойти с ума!