Почти все новости послания президента Федеральному собранию в 2019 году касались увеличения соцрасходов государства. Гигантских трат каждая из предложенных мер — от бессрочного субсидирования ипотеки для семей с детьми до новых нормативов конвертации материнского капитала в деньги — не предполагает, хотя пока только подсчитанные новые расходы составят не менее 80 млрд руб. в 2020 году, а на 2022–2024 годы их рассчитать невозможно. Трансферты беднейшим домохозяйствам в десятки процентов от среднего дохода уже позволяют вести осмысленную социальную политику — а предполагаемый отказ от неадресности пособий накануне выборов 2024 года может стать проблемой.

Социальные темы в последних посланиях Владимира Путина занимали основное место, но в послании 2019 года достигнут своеобразный рекорд: хотя подавляющее большинство цифр, мер и проектов, объявленных президентом, зафиксированы в национальных проектах (их паспорта, финально утвержденные 11 февраля, в среду опубликовало правительство), решения власти, о которых не было известно ранее, возникли в выступлении Владимира Путина на десятой минуте. Они оглашались единым блоком (кроме довольно важных и дорогостоящих изменений в индексации пенсий, идущих отдельно) — и все относились к соцполитике: кроме нее и отдельных деталей нацпроектов и военной тематики, послание новостей фактически не содержало.

По отдельности каждое из нововведений социального характера относительно недорого, но важнее то, что фактически все они критичны в первую очередь для беднейших домохозяйств и нижних доходных децилей населения. Вице-премьер Татьяна Голикова в среду оценила «социальный» блок мер из послания Владимира Путина в 80 млрд руб. в год. Видимо, это оценка по нижней границе, достоверная для 2019–2020 годов,— в будущем число потенциальных получателей новых льгот и выплат может резко возрасти. По данным “Ъ”, на совещаниях в правительстве со ссылкой на расчеты Минтруда звучали оценки числа граждан, обращающихся за положенной им соцподдержкой,— более 4 млн из 19 млн жителей РФ, имеющих на это право. Но если ранее размеры конкретных пособий часто мало что значили даже для беднейших домохозяйств, то с 2020 года совокупность возможных трансфертов отдельному домохозяйству может достичь 30–40% и более средней зарплаты в РФ. Многие из них именно эти суммы отделяют от черты бедности — то есть государство впервые с начала 1990-х годов имеет возможность проводить эффективную социальную политику.

Большая часть ее инструментов, как советских, так и новых, была аннулирована недостаточной индексацией трансфертов при высокой инфляции (как вследствие сознательных действий правительств РФ, не имевших политической возможности ликвидировать льготы, так и из-за низкой собираемости налогов). Вряд ли 2019 год специально избран для закладки фундамента новой социальной политики. Самые дорогостоящие меры, объявленные Владимиром Путиным, имеют двойную цель — рост рождаемости (власти в РФ очень беспокоит возможное восстановление «демографического русского креста» 1990–2000-х годов) и поддержку строительного и отчасти потребительского рынка. Но теперь такая соцполитика может существовать — любые изменения в ней, как позитивные, так и негативные, будут для бедных домохозяйств чувствительны.

Демографические расходы государства в рамках этих новшеств состоят из нескольких пунктов. Первый — рост доступности маткапитала для бедных семей: сейчас им могут воспользоваться семьи с доходом до полутора прожиточных минимумов на человека, с 2020 года коэффициент вырастет до двух, что увеличит возможности конвертировать маткапитал в деньги для 70% семей с новорожденными (сейчас цифра неизвестна, ее можно оценить в 35–40%). Второй — новые льготы по ипотеке: 450 тыс. руб. «погашения» властью ипотечного кредита при рождении в семье третьего и последующего ребенка, а также продление субсидии по ставке ипотеки (свыше 6% годовых) с нынешних трех или пяти лет на весь срок кредита могут открыть рынок ипотеки для 600 тыс. семей.

ЦБ и правительство должны при этом разработать ипотеку для индивидуального жилищного строительства, востребованного такими домохозяйствами. Третий пункт — льготы по налогу на недвижимость с вычетом на детей: 5 кв. м на каждого ребенка при общем вычете 20 кв. м, необлагаемые шесть соток земли на семью по аналогии с пенсионерами и лицами предпенсионного возраста.

Неоднократно отмечалось, что давление на демографию в РФ, как и везде в мире, во многом оказывает естественное снижение доходов при рождении детей в семье, что переводит многие домохозяйства в группу бедных. Часто «составляющие» бедности пересекаются — важны для общей картины и рост пособий по уходу за детьми с инвалидностью с июля 2019 года с 5,5 тыс. руб. (см. справку) до 10 тыс. руб. в месяц, и другие меры, обозначенные президентом: отмена НДС и налога на прибыль застройщиков по социальным объектам, региональным культурным учреждениям (действующие льготы для медицинских и образовательных структур по налогу на прибыль продлены бессрочно после 2020 года), «ипотечные каникулы», многие меры нацпроектов в здравоохранении, цифровой экономике, жилищном строительстве. Наконец, домохозяйства связаны друг с другом. Только одна из разовых дорогостоящих мер — индексация пенсий «в любом случае сверх уровня прожиточного минимума пенсионера, который устанавливается ежегодно» (140 млрд руб. расходов бюджетной системы до 2024 года),— влияет и на уровни бедности в РФ, и косвенно на демографические показатели.

Собственно, в борьбе с бедностью, которая в нацпроектах в основном концентрируется на идее социального контракта (гранта с обязательством выхода на устойчивый доход через переквалификацию, организацию малого бизнеса и т. д.), крупных новостей нет. Владимир Путин лишь объявил о потенциальной численности участников соцконтрактов — это 9 млн семей до 2024 года: огромная цифра (большая, нежели оценка числа официально бедных семей в РФ). И в силу этого, и из-за будущего роста числа обращающихся за соцпособиями невозможно подсчитать полную стоимость «соцпакета послания».

Предполагается, что увеличение неадресных сейчас соцтрансфертов — последний шаг перед активным введением института соцконтракта и адресной соцподдержки. По данным “Ъ”, в рамках пилотных проектов с регионами Минтруд активно консультируется с ФНС по вопросам определения материального статуса домохозяйств (есть проблема налоговой тайны) и работает над созданием системы проактивного информирования граждан о положенных им льготах, упомянутой Владимиром Путиным. Уже сейчас Минтруд в состоянии определить более 95% мер социальной поддержки на основании жизненных ситуаций, в которых государство может помочь домохозяйству, и намерен довольно быстро выполнить поручение Владимира Путина снизить до минимума число документов, необходимых при обращении за помощью. Цифровизация здесь — главный механизм принятого Минтрудом еще в декабре плана действий по повышению эффективности мер соцзащиты.

Впрочем, первая и главная проблема новой соцполитики проявится уже через год-два. Переход к адресной поддержке граждан после повышения уровня перераспределения в социальных целях рискован: лишить не подходящие под критерии домохозяйства уже довольно ощутимых пособий, да еще накануне выборов 2024 года, будет крайне сложно политически, если вообще возможно: к реально работающему социальному государству, даже не слишком щедрому, привыкают быстрее, чем отвыкают от него.

Дмитрий Бутрин, Анастасия Мануйлова, Валерия Мишина