Параллельный импорт официально разрешён в России. Пока в отношении 96 товаров, перечисленных в приказе Минпромторга. При необходимости перечень может быть расширен.

В список попали, в частности, технические устройства, запчасти для машин, музыкальные инструменты и другие товары известных мировых производителей.

«Перечисленные в приказе товары потребители смогут купить легально через новые логистические цепочки, — уточнили в Роспатенте. — В этой ситуации ничьи интересы нарушены не будут, а наши компании смогут обеспечить себя необходимыми товарами и комплектующими от производителей, по тем или иным причинам отказавшихся продавать нам свои изделия напрямую».

Где откроют фирмы-посредники

По общему правилу для оборота товара в стране надо, чтобы его производитель (или тот, кто владеет патентом) дал на это согласие. Но в условиях введённых против России санкций и зависимости нашей страны от поставок самых разных товаров — от одежды и обуви до запчастей для машин и заводского оборудования — возникла необходимость обеспечить себя товарами, которые официально уже не купишь, а обойтись без них сложно, объяснил «АиФ» адвокат АБ «S&K Вертикаль» Борис Романов. Теперь для ввоза к нам какого-либо изделия достаточно, чтобы его обращение было разрешено правообладателем хотя бы в одном любом государстве.

«Теоретически иностранные правообладатели могут включать в договоры, заключаемые на территории зарубежных стран, положения о запрете последующей продажи этих товаров в Россию», — сказал Романов. Но если же такой оговорки в контрактах не появится, можно будет считать, что компания согласна с перепродажей своих товаров в Россию в обход санкций. Более того, ожидается, что международные корпорации сами начнут создавать такие организации-посредники в «нейтральных» странах. Это позволит им сохранить доходы от продаж на российском рынке, при этом самим не попасть под санкции и избежать репутационных потерь.

Что важно — параллельный импорт не означает, что мы что-то у кого-то будем забирать бесплатно. За всё придётся платить. Причём такие покупки уже практикуются: ИТ-компании, например, заказывают серверы в Грузию или Казахстан, чтобы потом переправить их в Россию. Но пока речь идёт о единичных поставках. Полноценный параллельный импорт позволит вести дела с промышленными объёмами партий.

Без поставок запасных частей и расходников для оборудования в России могут встать заводы, разливающие напитки по бутылкам, лесозаготовительная техника, автомобили, самолёты Boeing и Airbus, швейные и ткацкие фабрики...

В список Минпромторга попали самые разные товары. В том числе и те, что предназначены обычным покупателям: кузовные запчасти от известных автопроизводителей, часы всех видов и марок, гаджеты.

С клетчатым баулом

Что-то похожее было в 90-х, когда «челноки» привозили из-за границы объёмистые клетчатые баулы с джинсами и кофточками. Теперь на их месте будет вполне себе солидный бизнес.

Разрешение привозить в Россию товары, которые производители отказываются продавать нам напрямую, может создать отдельную отрасль экономики, считает доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при правительстве России Александр Арский. Специализированные компании будут организовывать доставку нужных нам товаров и устройств через дружественные государства, находить наиболее выгодные условия, обеспечивать логистику и таможенное оформление грузов, закупленных в обход санкций.

Кроме того, найдётся работа и для патентных аналитиков — эти специалисты будут изучать, где и какие технологии или товары можно добыть с максимальной выгодой, говорят специалисты по интеллектуальным правам.

«Перспективы у параллельного импорта есть, — сказал „АиФ“ Арский. — Другое дело, что этот заработок будет возможен только в случае длительного санкционного давления. Практика же показывает, что всё когда-то заканчивается».

В целом параллельный импорт может заместить до 40% традиционных международных поставок, прерванных из-за санкций, считает эксперт. Кроме того, до 30% необходимого объёма можно будет приобрести из дружественных стран напрямую, а ещё 15% произвести самим. В результате дефицит тех или иных товаров, вызванный нарушением логистических связей, сократится до 20–25%, уверен эксперт.

Перекрыть эту недостачу можно будет из двух источников. Во-первых, с помощью господдержки придать дополнительный импульс импортозамещению в высокотехнологичных областях. И, во-вторых, расширять сотрудничество со странами Азии. Энергетический кризис и двухзначная инфляция еврозоны заставят многие компании перевести производства в Поднебесную и соседние государства, уступить местным производителям права на свои бренды, полагает Арский. Тем самым открыв себе возможность для легальных прямых импортных поставок продукции в Россию.

Вроде бы покупка через третьи руки, скорее всего, приведёт к повышению цен на импортные товары. Однако в реальности всё может оказаться и наоборот.

«Торговые сети и дилеры до кризиса не ограничивали себя торговыми наценками, смело накручивая по 200–300% к таможенной стоимости импорта, — объясняет Арский. — Сегодня им может быть выгоднее поумерить аппетиты и, возможно, сократить норму прибыли, тем самым сняв напряжение с рынка».