Минфин планирует увеличить государственный долг к 2025 году до 30 трлн руб., из них 25 трлн придется на внутренние заимствования, а 4,9 трлн — на внешние. Как объяснили в ведомстве, занимать будут для погашения дефицита федерального бюджета. Согласно проекту бюджета на 2023 год (прошел 2 чтения в Госдуме 22 ноября), дефицит в будущем году составит 2%, или 2,9 трлн руб.

За сухой бухгалтерией скрывается буря эмоций. Само по себе наличие бюджетного дефицита не страшно, если, конечно, он не разрастается до угрожающих значений свыше 7-10%. Более того, если в какой-то стране длительное время, свыше 5 лет подряд, фиксируется бюджетный профицит, то это значит, что либо в стране действует чрезмерно жесткий налоговый режим, что негативно сказывается на бизнес-климате, либо страна исчерпала инвестиционный потенциал и подошла к пределу в своем развитии.

Запланированный в России бюджетный дефицит в размере 2% вполне комфортен. Его можно профинансировать возросшими доходами, эмиссией или за счет заемных средств. Наш Минфин выбрал наиболее консервативный, третий вариант, и у этого решения тоже есть основания.

Государственные долги являются важной составляющей финансового рынка любой страны, а в условиях резкого сокращения доступных инструментов инвестирования, прежде всего иностранных, расширить инструментарий для внутреннего инвестора вполне логично. Странным выглядит лишь запланированные почти 5 трлн руб. внешних заимствований. В любое другое время это тоже было бы логично и называлось бы иностранными инвестициями, но в сложившейся геополитической обстановке это может способствовать активизации вывода капитала.

Но даже если планы финансового ведомства воплотятся в жизнь, долговая нагрузка России составит примерно 20% ВВП, что останется одним из самых низких показателей в мире. Например, в Китае сейчас он составляет 71%, в среднем по Еврозоне — 95%, а в антилидерах — Япония, ее долги превышают ВВП более чем на 200%.

«Активизация заимствований Минфином кроется в переходе на дефицитный бюджет, — считает доцент Института экономики и финансов, академик РАЕН Константин Андрианов — министр Антон Силуанов, выступая в Госдуме 22 ноября, озвучил намерение „закрыть“ почти 3 трлн руб. дефицита в основном заимствованиями. Я надеюсь, что кредитоваться Минфин будет в основном на внутреннем рынке, планы привлечь почти 5 трлн на внешних рынках выглядят необоснованными и небезопасными. В крайнем случае, у нас есть еще Фонд Национального Благосостояния (ФНБ), где по состоянию на октябрь находится примерно 13 трлн руб., или четыре годовых федеральных дефицита! И не нужно забывать о золотовалютных резервах, даже после заморозки основных активов у нас осталось примерно 180 млрд долл. Кроме того, у нас низкая монетизация экономики, менее 50%. Это значит, что мы можем увеличить денежную массу в два раза без всякого риска инфляции, а уж погашения бюджетного дефицита в 2% эмиссией рынок просто не заметит. Да и конъюнктура международных сырьевых рынков позволяет предполагать, что поток экспортных доходов будет как минимум стабилен.

Учитывая геополитическую ситуацию, размещать долговые бумаги мы сможем лишь в дружественных странах типа Китая или Индии, но ведь за обслуживание долга нужно будет платить! Какая-то логика еще есть, когда Минфин выплачивает доходность внутренним инвесторам, россиянам, но зачем платить иностранцам за 5 трлн руб., когда в „кубышке“ ФНБ лежат „бесплатные“ 13 трлн руб! Поэтому вообще наращивание долгов выглядит спорным, но заимствования на внешних рынках как минимум излишни, надеюсь, эта позиция будет скорректирована».