ВТБ определил три самые распространенные схемы телефонного мошенничества, на которые пришлось до 80% всех инцидентов с период с января по октябрь 2024 года. Об этом в преддверии Finopolis 2024 сообщила пресс-служба ВТБ со ссылкой на руководителя департамента цифрового бизнеса, старшего вице-президент банка Никиту Чугунова.

"Мошенники представляются банковскими работниками, операторами связи или сотрудниками госструктур. Так они пытаются выманить у потребителя секретный СМС-код для подтверждения действий в интернете, установить вредоносную программу на смартфон или заставить перейти по фишинговой ссылке", - отметил Чугунов. Он добавил, что после получения доступа в личный кабинет мошенники могут выводить деньги с карт и счетов, оформлять кредитные продукты.

По его словам, в другом сценарии клиентам предлагают заработки за счет фейковых инвестиций, подработки в интернете или даже покупки валюты. Злоумышленники обещают быстрый заработок на резком скачке стоимости инвестиций или акций компаний. Клиент переводит на сторонний счет сначала небольшие суммы, видит прибыль, после чего увеличивает вложения, в том числе за счет кредитных средств. Получив деньги, мошенник пропадает.

По оценке экспертов ВТБ, в 2024 году мошенники стали активнее манипулировать своими жертвами, используя для этого персональную информацию о них. Схема обмана подбирается с учетом возраста, социального положения, статуса клиента и оформленных на него банковских продуктов. Злоумышленники "цепляют" его уже отработанными уловками, например, обещанием быстрого заработка или оказывают психологическое давление, настаивая на срочных мерах якобы для восстановления доступа к сервисам.

"Нa рынке меняется портрет самих мошенников - все чаще речь идет о подгoтовленных и финансово грамотных профессиoналах, которые хорошо разбираются в психологии людей, умеют в нужный мoмент оказать давление на собеседника. Околo 85% пострадавших самостоятельно перевoдили деньги на неизвестные счета, снимали наличные, отдавали их неизвестным, делились с ними личной инфoрмацией. Как в хорошей послoвице "Доверяй, но проверяй" всегда нужнo сохранять критическое мышление и пoмнить, что разговор по телефoну с неизвестным может обернуться пoтерей ваших денег", - подчеркнул Чугунов.

Большую часть звонков в 2024 году, по данным ВТБ, мошенники совершали по мобильной связи - 67%. При этом в пиковые моменты в июле и августе 2024 года этот показатель достигал 89%. Остальные 33% мошеннических звонков поступают через мессенджеры.