Когда рынок труда трясет, открывается простор для манипуляций со стороны руководства по отношению к сотрудникам. Но даже в кризис не все средства достижения бизнес-целей хороши. Разбираемся, чем опасны манипуляции и как на них грамотно реагировать.

Манипуляции прочно вшиты в код офисного общения, хотя исследования организаций показывают, что они отрицательно влияют на желание делиться знаниями внутри компании и усиливают непродуктивную конкуренцию между сотрудниками. Манипуляторы склонны к постановке краткосрочных, ситуативных целей (самоутверждение и соперничество), не принимают в расчет долгосрочную перспективу (сотрудничество, повышение эффективности коллектива) и ориентированы на развитие собственной карьеры в ущерб командному развитию, организации совместной работы и практике супервизии.

Как манипуляции убивают эффективность

Суть манипуляции — в двойственности и несовпадении явного и скрытого смысла сказанного. Даже без открытого конфликта, хамства и оскорблений у жертвы манипуляции остается смутное неприятное чувство, недовольство и раздражение. Причина беспокойства кроется не в явной части послания (она может быть вполне безобидной), а в скрытой, обычно несущей негативный или уничижительный подтекст. Если в корпоративной коммуникации перевешивает скрытая часть, значит, пространства и возможностей для конструктивного открытого обсуждения проблем и задач остается мало. Основная энергия уходит на установление отношений власти и удовлетворение личных потребностей манипулятора.

Ощущение скрытого давления может привести сотрудника к пассивной агрессии: соглашаясь с требованиями манипулятора внешне, он будет тихо саботировать принятые решения — затягивать сроки, долго не отвечать на письма, сплетничать за спиной руководителя с коллегами. Но даже если обойдется без саботажа, в долгосрочной перспективе манипуляции не выгодны начальству. Подгоняемый неясным чувством вины, сотрудник будет все чаще и больше будет перерабатывать — добавьте к этому распространенный синдром самозванца («если я не буду делать больше, все заметят, что я ничего не умею»), и получите истощенного выгоревшего специалиста, а в конечном счете общее снижение эффективности работы компании.

Как противостоять манипуляциям

Общая идея противодействия — отвечать не на манипулятивный посыл, а на рациональную часть предложения. Например, если начальник пытается вызвать чувство вины и вынуждает перерабатывать, создавая давление фразами вроде «из-за вас все горит», точно не стоит оправдываться — таким образом вы только подтверждаете идею своей вины.

В личных отношениях можно «вскрыть» послание манипулятора, сделать его явным с помощью фразы: «Мне кажется, ты хочешь вызвать у меня чувство вины и вынудить сделать то, что нужно тебе». В рабочем взаимодействии это, пожалуй, слишком личное высказывание, оно обращается к эмоциям, а не логике, поэтому сокращает психологическую дистанцию и открывает возможность для эмоционального ответа со стороны манипулятора.

Более безопасный вариант, не провоцирующий конфликт, — признать, что проблема есть и вы всерьез обеспокоены ею, а затем предложить варианты решения, которые устроят всех, включая вас. Чтобы уменьшить давление и избавиться от ощущения нависшего меча над головой, можно попросить время на обдумывание хороших решений и на некоторое время выйти из контакта с манипулятором.

Ниже мы разбираем одни из самых популярных сценариев манипуляций, которые встречаются на рабочем месте.

«Мы все в одной лодке. Мы — семья»

Определенная прелесть работы как раз заключается в ее отличии от семьи. Дистанции, правил и четко описанных договоренностей здесь больше. А вот личных переживаний — меньше. Посыл руководства, что команда — это вторая семья, искусственно сокращает дистанцию, но на благо только одной из сторон. В этой фразе нет приглашения к откровенному диалогу, руководитель не призывает вас стать более открытым, делиться своими эмоциями и переживаниями (как в настоящей семье). В таких близких «семейных» отношениях и отказать сложнее, не чувствуя вины. Скрытое послание такой манипуляции — «работа должна быть на первом месте, прилагайте еще больше усилий».

Как противостоять: открытое дистанцирование и игнорирование семейной корпоративной культуры может вызвать конфликт, вместо этого стоит спокойно и последовательно отстаивать границы (кстати, в настоящей семье это тоже работает). Как минимум сформулировать свою позицию по срокам и способам действия и твердо повторять ее в разных вариациях: «Я очень ценю нашу особую атмосферу, разделяю наши ценности и готов сделать свою часть работы в оговоренные сроки».

«Будь на связи, твоя помощь может срочно понадобиться» Эта фраза усиливает важность рабочей задачи и стирает договоренности о рабочем времени и его границе с личной жизнью. Создание неопределенности для работника — мощный манипулятивный инструмент. Контроль над временем и ресурсами почти целиком оказывается на стороне начальника, лишая подчиненного самостоятельности. При этом сотрудник испытывает тревогу, злость и напряжение — он больше не может руководить даже своим личным временем.

Как противостоять: если подвешенное состояние вызывает у вас напряжение и есть силы прояснить это с начальником, стоит сказать прямо: «Я хочу четко обозначить свое рабочее время и не буду доступен за его пределами». В условиях кризиса можно договориться об увеличении временного интервала, в который вы готовы отвечать на сообщения и звонки и браться за новые задачи.

«Не вижу никакой проблемы»

Отсутствие постоянного контроля со стороны начальника может давать позитивный результат, развивать компетентность и самостоятельность у сотрудников. Эта фраза становится манипулятивной, когда проблема действительно существует, но почему-то не признается и игнорируется. В итоге сотрудник, оставшись с ней один на один, чувствует беспомощность, растерянность и неуверенность: «Если эту проблему вижу только я, может, проблема во мне?»

Как противостоять: если сопротивление вызывает само слово «проблема», можно обойти момент конфронтации лексически — использовать фразы вроде «нужно обсудить важный момент», «я заметил в этой задаче нюанс», «появились новые вводные». И сфокусироваться на конкретных предложениях по решению, сформулировать их на языке начальника и предложить обсуждение.

«У нас так (не) принято»

Явная часть этого сообщения поддерживает и закрепляет существующий порядок и может быть усилена апелляцией к традициям компании. А вот скрытая часть отвергает новые идеи и самого человека, их предложившего. Подвох в том, что суть нового предложения даже не рассматривается, оно сразу маркируется как неинтересное и неверное. Так руководитель (осознанно или нет) демонстрирует отсутствие интереса к потенциалу специалиста, обесценивает его старания и поощряет безынициативность. У сотрудника это может вызвать чувство обиды и даже унижения.

Как противостоять: сначала разобраться с собственным отношением к ситуации. Насколько вам важно продвинуть свои идеи и быть активным в этой компании? Если важно и вы готовы преодолевать консерватизм начальника, стоит согласиться с успешными действиями в прошлом и проговорить, как ваши новые идеи поддерживают общие, всеми принятые цели.

«Я думаю, мы все с этим согласны, не так ли?»

Явная часть послания формирует чувство общности, приятного ощущения согласия и атмосферы сотрудничества. Скрытая — указывает на неприемлемость споров, нежелание выслушивать альтернативную точку зрения и потенциальную угрозу для того, кто ее выскажет. Это не предложение обсудить что-то, а наоборот, указание на то, что дискуссия не нужна.

Как противостоять: не обязательно настаивать на немедленном обсуждении — перерыв в коммуникации с манипулятором работает на вас, помогает собраться с мыслями. Можно сделать посыл явным: «Вижу, сейчас обсуждение кажется нежелательным. Если вам так удобнее, давайте поговорим позднее». Во время паузы стоит продумать, что самое важное так и не удалось обсудить и как это можно сформулировать свою идею иначе, чтоб вовлечь руководителя в обсуждение.

Что делать, когда вами манипулируют: 5 шагов

Опознать манипуляцию: это обычная рабочая ситуация, в ходе которой вы почему-то чувствуете себя неприятно (виноватым, раздраженным, подавленным);

Выделить скрытый посыл — чего манипулятор хочет от вас добиться. Поработать с эмоциями — отделить чувства, которые вызвала манипуляция, от своих собственных. На это может понадобиться время, возьмите паузу в разговоре;

Не оправдываться, признать непростое положение дел и ответить на рациональную часть сообщения — что вы действительно готовы сделать и как.

Придерживаться рациональной линии и последовательно отстаивать свои границы (иногда это называют «техникой заезженной пластинки») — повторять одно и то же, а именно — озвучивать условия, на которых вы готовы работать, что вы действительно хотите сделать и получить, не отвлекаясь на те эмоции, которые пытается вызвать манипулятор (жалость, вину, обиду).

Задуматься на будущее, стоит ли работа в этой компании таких усилий: внутренняя работа с манипуляцией требует сил и выматывает. Возможно, эти ресурсы можно направить в более конструктивное русло.