Вы, как на работу, ходите по собеседованиям, но раз от раза получаете отказы. Что вы делаете не так, и как надо, aif.ru рассказала HR-директор аутсорсинговой и аутстаффинговой компании Олеся Бормотова.

Начать поиск работы следует, конечно, с написания резюме. Но уже на этом этапе многие совершают фатальные ошибки, из-за которых они даже до этапа собеседования не доходят, и годами безуспешно торчат на всех рекрутинговых ресурсах, и отправляют свои резюме, перманентно остающиеся без ответа.

Что должно быть в резюме, а чего лучше не писать

«Резюме — это не роман-биография, а бизнес-презентация, — говорит Бормотова. — Там должны быть цифры, результаты, масштабы ответственности. Работали маркетологом? Так и напишите: „Вёл 5 каналов трафика, привёл 3000 лидов за 3 месяца, снизил CPL на 28%“ Работали менеджером? Покажите KPI, цикл сделки, рост воронки. Это и есть язык бизнеса».

А ещё — важный нюанс. Сегодня крупные компании (и особенно HR-департаменты в банках, телекомах, сетевых компаниях) используют ИИ-алгоритмы для оценки резюме. Машина ищет совпадения по ключевым словам и профилям. Если вы не попадаете в нужные паттерны — ваше резюме могут даже не увидеть. «Именно поэтому нельзя делать одно резюме на все вакансии — у вас должно быть 2–3 варианта под разные роли, — советует Бормотова. — Например, маркетолог-аналитик и контент-маркетолог — это две разные модели компетенций. Общая база — одна, но фокус разный. Угадает ИИ? Маловероятно. Помогите ему — адаптируйте резюме под контекст».

Как выбрать вакансия или компанию

Заманчивых предложений, многообещающих вакансий на сайтах рекрутинговых аагентсов — столько, что в них можно потеряться. Но как не все предвыборные обещания претворяются в жизнь, так и не всем обещаниям работодателей стоит верить. Как вычислить пустословов?

«Информационный „шум“ в вакансии — уже тревожный звоночек, — говорит эксперт.- . Много общих слов, мало конкретики — это говорит о слабом управлении внутри. Когда пишут „динамичная среда“, „разнообразные задачи“, „возможности роста“, но не указывают, что конкретно надо будет делать — стоит усомниться, надо ли вам связываться с такой компанией — скорее всего, там и внутри процессы такие же неопределенные».

Ещё один важный индикатор — форма обратной связи. «Если компания не отвечает вам неделями, или переносит интервью, забывает отправить ссылку на Zoom — это не мелочи, а стиль работы. Не факт, что потом с зарплатой и задачами не будет такой же «динамики».

Ошибки соискателей

Но вот, наконец, вас пригласили на встречу с работодателем. Настал час Х. Не упустите свой шанс. Ведите себя правильно. А, кстати, как именно надо вести себя на собеседовании, чтобы получить желанный «офер»?

Многим из нас с детства внушали, что нельзя высовываться, хвастаться, и вообще, человека украшает скромность. Поэтому, когда надо подать себя, зачастую мы выглядим жалко и беспомощно. Наш эксперт рассказывает, что «на интервью соискателей больше всего подводит не незнание, а неумение себя „упаковать“, — рассказывает Бормотова. — У многих сильных специалистов зачастую возникает ступор, когда нужно „продать“ себя на собеседовании. Они либо уходят в долгие пересказы своей биографии, начиная с университета, либо бросают общее „ну я работал, вот опыт, смотрите“ — и ждут, что рекрутер сам догадается, в чём их сила. Но интервью — это не проверка, не экзамен, а рекламная акция. Вас не хотят ни тестировать, ни разгадывать, а, как правило, просто считывают по сигналам. Нет сигнала — нет интереса».

Вторая распространенная ошибка кандидата, по словам нашего эксперта, — отвечать на вопросы рекрутера «как по учебнику» или неумело себя хвалить, например, заискивающим тоном сообщать, какой вы хороший работник, и что за это вас обязательно надо взять на работу. Но бизнес не покупает «хорошесть». Он покупает ценность. Поэтому вместо «я стрессоустойчивый» О. Бормотова советует сказать что-то более информативное. Например, так: «В прошлом проекте за две недели мы с коллегами подняли сайт с нуля, потому что подрядчик подвёл — и я был вынужден взять часть его обязанностей на себя, а также решил привлечь фрилансера из прежней команды».

Вот такой рассказ для рекрутера уже будет сигналом, что вам: можно доверять, вы умеете действовать в нестабильной ситуации, и решаете, а не плывете по течению.

Что говорить, и когда молчание — золото

Есть вопросы, которые можно и нужно задавать работодателю на собеседовании, но есть и такие, что лучше оставить при себе.

Эксперт советует соискателям задавать не те вопросы, которые «принято» задавать, а те, которые вас действительно волнуют. Только формулировать их надо по-взрослому. Шутки типа "надеюсь, вы точно не токсичные" на собеседовании не уместны. Лучше вместо этого спросить, «как у вас организован процесс обратной связи внутри команды?». А вместо фразы «на работе меня не будут сильно грузить?» лучше спросить так: «какой объем задач считается нормой на моей должности, и как оплачивается сверхурочная работа?».

Отличный вопрос, который вас будет хорошо характеризовать и в то же время позволит вам понять ожидания второй стороны% «Как вы поймёте, что я хорошо справляюсь, через 3 месяца работы?» Или: «Какие основные вызовы стоят перед командой в этом году?». Это переводит разговор в стратегическую плоскость.

А вот вопросы типа «можно ли работать удалённо по пятницам?» или «когда я смогу взять отпуск?» лучше отложить — если не на потом, но хотя бы на второй этап диалога, когда у вас уже появится взаимный интерес друг к другу.

Как обсудить вопрос о зарплатных ожиданиях

Стесняться интересоваться будущей зарплатой не следует — все мы работаем не бесплатно. Главное — не выпаливать с порога; «А сколько дадите?» Такой вопрос, по мнению эксперта, ставит вас в слабую позицию. И не потому, что работодатель воспринимает вас корыстным человеком, а просто потому, что он это слышит, как: «я сам не знаю, сколько стою». Лучше заранее определить свою вилку — опираясь на рынок, свою реальную ценность и уровень задач.

«Вы можете, например, сказать так:: „Сейчас мой уровень — 100 тысяч, я рассматриваю предложения от 120 в зависимости от объема задач, зоны ответственности и перспектив роста“. Это звучит профессионально, и даёт работодателю пространство для обсуждения», — советует эксперт.

Как понять, ваше это место или нет

Слушайте не только, что говорят, но и как. Если рекрутер или нанимающий менеджер с интересом отвечает на ваши вопросы, открыт в коммуникации, честно говорит о сложностях — это хороший знак. В такой компании чаще всего и внутри всё прозрачно.

Если же на собеседовании с вами говорят «сверху вниз», перебивают, не могут внятно сформулировать задачи — это почти всегда отражает реальную корпоративную культуру. А если вместо интервью вам читают лекцию, что «у нас высокие стандарты, вы должны быть готовы пахать» — скорее всего, за этим нет ни команды, ни нормального процесса. Просто вас готовят к эмоциональному выгоранию под лозунгом «будь молодцом».

И главное — прислушивайтесь к себе. Тут как с дружбой и любовью. Хорошие вакансии, как и симпатия к человеку, часто чувствуются сразу: вам интересно, вы включены, у вас есть желание узнать больше. Это и есть та самая химия между кандидатом и компанией. Если её нет — лучше продолжать поиски дальше.