25 мая 2014 года Петра Порошенко избрали президентом Украины на досрочных выборах — кресло главы государства освободилось после февральского госпереворота. АиФ.ru посмотрел, какие свои предвыборные обещания он выполнил, а какие — проигнорировал.

Сомнительные успехи

«Несомненный успех — Минские соглашения. Они могут кому-то не нравиться, но они дали время для передышки. Это дипломатическая победа Порошенко», — уверен украинский политолог Вадим Карасев. Эксперта не смущает, что результат «дипломатической победы» фактически равен нулю. Киев почти ни один из пунктов соглашения не выполняет, а жители Донбасса — по обе стороны линии разграничения — все равно живут под обстрелами. Хотя, безусловно, с момента заключения «Минска-2» ни одного гибельного для украинских военных «котла» в Донбассе не было, и это можно считать успехом. Еще одного Иловайска даже модернизированная украинская армия может не пережить.

Также политолог Карасев записал в актив Порошенко «оживление национальной экономики и успешную децентрализацию». Правда, политолог оговорился, что оценки экспертов и политиков тут совершенно разные и «есть много недовольных». Недовольные говорят, что главное достижение экономики Порошенко — это то, что она еще вообще существует. Страна практически деиндустриализирована и переведена на аграрные рельсы. Заводы сидят без заказов, а рабочие, соответственно, — без зарплат. Кое-как на плаву держатся только те, кто работает на оборонку. Эксперты констатируют, что утрачены инновационные активы. И произошло это отнюдь не из-за войны в Донбассе, а из-за отсутствия профессионалов. А если еще и оценить последствия экономической блокады Донбасса и международные долги, то за будущее украинской экономики становится просто страшно.

Впрочем, политолог Владимир Фесенко согласен с тем, что с экономическими успехами у президента все хорошо, но акцент делает на последней победе Порошенко: «Нельзя не вспомнить последнее событие, самое яркое и наиболее заметное — предоставление Украине безвизового режима с ЕС». И тут, несмотря на ухмылки скептиков, трудно спорить. Действительно, Порошенко приложил все усилия, чтобы Европа сказала «Да». Напомним, утверждение «безвиза» несколько раз переносили из-за политических скандалов. Порошенко лично несколько раз приезжал в Верховную Раду, чтобы уговорить депутатов проголосовать за все необходимые для безвиза законы. Дальнейшие евроатлантические цели Украины президент пообещал озвучить в своем послании к парламенту осенью.

Так же себе в копилку заслуг Порошенко может положить одно из своих главных предвыборных обещаний — он не претендовал на расширение полномочий. Действительно, не стал. Да и зачем? После парламентских выборов в 2014 году его «Блок Петра Порошенко» получил наибольшую электоральную поддержку. Коалиция в Раде основана на пропрезидентских фракциях. Часть министров работает по квоте БПП. Генпрокурор, глава НБУ — люди президента, МИД и Минобороны также оставались за гарантом по Конституции.

Пустые обещания

К невыполненным обещаниям даже сторонники Петра Порошенко смело относят несколько пунктов. Во-первых, он грозился завершить войну на Донбассе. Сразу после избрания пообещал, что «АТО продлится часы». А еще отвел три месяца, чтобы «быстро и эффективно» наладить отношения с Россией. Президент также пообещал, хотя и без конкретных сроков, вернуть Крым. Комментарии во всех трех случаях, как говорится, излишни.

Еще один предвыборный пиар-ход Порошенко — «расследование» убийств на Майдане. Эту задачу он гордо поставил одной из первых перед Генпрокуратурой. За три года на Украине сменилось несколько генпрокуроров, материалы этого дела составляют уже 2300 томов, допрошено почти 6 тысяч свидетелей, назначено более 1800 экспертиз, а виновные так и не названы.

Еще одна оплошность — обещание продать концерн «Рошен». Впервые Порошенко сказал об этом в начале апреля 2014 г. Потом он заявил о передаче своих активов в «слепой траст», а после этого, что «покупателей для бизнеса нет». «Липецкая фабрика работает и готовится к консервации, а не продаже. Но сюда по-прежнему завозятся конфеты с Украины через предприятие ООО „Рошен-транзит“. За три года Порошенко заплатил в бюджет Российской Федерации, именуемой им страной-агрессором, 1 миллиард рублей налогов, — рассказал экс-депутат Верховной Рады Владимир Олейник. — И это у него не считается сепаратизмом. А ветерана с георгиевской ленточкой 9 мая не просто признают сепаратистом, но и преследуют».

И совершенно президент Порошенко не справился с коррупцией. Когда майдан свергал Януковича, именно расцвет коррупции вменяли тому в вину. Поэтому Порошенко решительно после выборов взялся за дело. Но, несмотря на принятие всех необходимых антикоррупционных законов, создание ряда специальных органов по борьбе с коррупцией, введение электронного декларирования доходов и пр., Украина продолжает занимать одно из худших мест в мире по этому показателю. Постоянные скандалы с высокопоставленными коррупционерами — лишнее тому подтверждение. Даже президент не стал избавляться от своих офшоров, не запретил своему сыну, друзьям, кумовьям и бизнес-партнерам получать преференции в политике и бизнесе.

Пойдет на второй срок?

«Уровень коррупции возрос раза в два по сравнению с президентством Виктора Ющенко и Виктора Януковича, — говорит политолог Виктор Небоженко. — Но еще хуже, что Порошенко „убил“ две мощные ценности любой политической культуры. Первая — народная солидарность. Когда люди не тянутся друг к другу, невозможна мобилизация, разрастаются подозрения и конфликты. А на первой стадии войны солидарность играла колоссальную роль в обществе. Вторая — ценность новизны. Теперь любой молодой, романтичный, честный политик, который скажет „теперь мы будем жить по-новому“, вызовет в памяти Порошенко».

Последний соцопрос, проведенный украинским независимым исследовательским и коммуникационным агентством Z&B Global в марте, показал, что сейчас рейтинг Петра Порошенко — чуть более 11%. При том, что на выборах 2014 года он набрал почти 55% голосов избирателей. Но Виктор Небоженко считает, что, несмотря на низкие рейтинги, у президента есть надежда остаться на второй срок: «Ему нужно спешить. Он обязательно должен идти на второй срок, потому что любой следующий президент начнет подтверждать свой рейтинг за счет преследования предыдущего».