Продолжение знаменитой гоночной серии от Polyphony Digital является последним большим эксклюзивом для PlayStation 3. В принципе, не самый плохой финальный аккорд. Что нового придумали японцы после неоднозначной Gran Turismo 5 — читайте в нашей рецензии

Забавно, что за три поколения консолей от Sony самым успешным игровым сериалом на них остаются автогонки — выпуски Gran Turismo за полтора десятка лет разошлись в количестве 70 миллионов проданных копий. Впрочем, недооценить значимость проектов студии Polyphony Digital сложно — самая первая GT в своё время практически перевернула весь жанр. До 1997 года не было толковых автосимуляторов (в частности, на консолях), а самыми популярными развлечениями оставались полумультяшные покатушки. Казунори Ямаути, создатель серии и большой любитель всего связанного с автомобилями, взял и воплотил свою мечту: перенес в виртуальное пространство настоящие машины со всеми их уникальными свойствами и физическими характеристиками.

Gran Turismo с каждым новым выпуском становилась ещё больше и интереснее. Хотя с пятой частью, что вышла три года назад, получилось не всё гладко. Из 1000 представленных автомобилей лишь пара сотен была нарисована в HD, а остальные 800 перенесены в почти неизменном виде из Gran Turismo 4 (которая выглядела куда менее технологично — всё-таки PlayStation 2). Были вопросы к странной организации карьеры и мультиплеера, к искусственному интеллекту и неоднозначной системе повреждений.

Это мы всё к тому, что Gran Turismo 6 мало чем отличается от своей предшественницы. Новая игра сохранила все важные достоинства великой серии и, к сожалению, неприятные недостатки.

Любовь к вождению

Прежде всего, игра поражает невероятным количеством контента. Здесь 1200 автомобилей — от картов и скромных малолитражек до мощных болидов и суперкаров (как настоящих, так и выдуманных). Правда, основная часть транспортных средств до сих пор родом из прошлого поколения: несколько опостылевшие модели из GT4 начала двухтысячных подтянули в «апскейле», а на интерьер салона вообще махнули рукой — там просто чёрная текстура. Кроме того, разработчики иногда хитрят — и две непринципиально отличающиеся друг от друга вариации одной и той же модели (например, дело в цвете или в паре лошадиных сил) представляют в качестве разных авто.



Но, несмотря на вышесказанное, в GT6 можно целую вечность пробовать, тюнинговать и подбирать себе интересный автомобиль — выбор почти бесконечен. Тем более что самым главным достоинством игры остаётся её физическая система, которая к шестому выпуску стала — простите за банальный оборот — ещё реалистичнее. Каждая модель ощущается принципиально по-своему; это редкий опыт виртуальных гонок, когда легко можно отличить относительно маломощную переднеприводную машину от заднеприводной — это чувствуется при нажатии газа, при первом же повороте. Отлично переданы уникальные особенности поведения подвески и вес транспортных средств — стоит немного модифицировать привычное авто (например, поставить более лёгкие элементы кузова) — и машина действительно едет несколько иначе и изящнее проходит повороты, не теряя скорость из-за лишней инерции.

Конечно, чтобы насладиться Gran Turismo 6 в полной мере, необходим хороший руль с педалями и, очень желательно, коробкой передач. На обычном геймпаде не выкрутить баранку на 360 градусов при резком развороте, а аналоговые «курки» не настолько чувствительны, чтобы правильно передавать «тон» нажатия газа и тормоза.

Но игре до сих пор очень не хватает адекватной системы повреждений. В своё время Джереми Кларксон, ведущий Top Gear, провел эксперимент — проехал на одной и той же машине по трассе Mazda Raceway Laguna Seca в Gran Turismo 4 и в реальности. Результаты различались на 16 секунд, но шоумен сказал, что это не из-за недостоверности физики в игре, а из-за страха в реальной жизни. Это характеризует соревновательный аспект в серии: игрок не жалеет ни себя, ни своих соперников — всё равно ничего страшного не случится. Популярный и излюбленный приём — на крутом повороте въехать в бок конкуренту и мягко отскочить на примерно правильную траекторию. И никаких тебе отвалившихся колёс или перевёрнутых авто.



Мощный болид на скорости 320 км/ч врезается под прямым углом в бордюр и со звуком удара двух пустых коробок от сока друг о друга просто отскакивает на пару метров. Никакого ощутимого урона — лишь слегка помявшийся бампер да пыль на капоте. В 2013 году в игре, которая считается крутым автосимулятором, это выглядит по крайней мере странно. Особенно в свете того, что происходит у конкурентов — в частности, в Forza Motorsport с её пусть и тоже компромиссной, но вполне уместной системой повреждений.

Другая проблема — полумёртвые искусственные соперники. Определённый прогресс по сравнению с Gran Turismo 5, конечно, есть — конкуренты научились иногда не пропускать игрока и сходить ради этого с идеальной траектории. При этом они практически не обгоняют друг друга и держатся всю гонку «змейкой» на равномерном расстоянии; обычно к этому времени пользователь либо далеко впереди, либо где-нибудь в хвосте (в зависимости от правильности выбора машины на конкретное событие).

Из-за всего этого снова получается, что Gran Turismo 6 — игра не столько про гонки и соревнования, сколько просто про аутентичное вождение. Здесь интересно выбирать и настраивать себе машину, ковыряться в ней, пробовать разные настройки и тестировать их на реальных трассах. Ещё GT6 — это огромная автоэнциклопедия. Но дух соперничества и драматичные сражения в мастерстве на дорогах… в общем, за этим вам не сюда.

Верность традициям и красота

При взгляде на главное меню GT6 становится понятно, насколько же консервативны её создатели — интерфейс чем-то напоминает «плитку» Windows 8, стилизованную под конец 90-х; что-то очень похожее было в играх на первой PlayStation. Хотя все разделы располагаются на удивление логично: режим карьеры структурирован проще и понятнее, сразу открыты все автомобили для просмотра и покупки (хотя до сих пор нет удобного поиска и навигации по этим 1200 единицам).

Карьерные соревнования проходятся привычным образом: за серией «классовых» гонок, где участвуют автомобили определенного типа (только японские, только переднеприводные, только не более 500 лошадиных сил и так далее), следуют экзамены на лицензии. Монотонную последовательность иногда можно прервать необязательными событиями: заездами с определёнными правилами вроде «пройти максимальное расстояние с 1 литром топлива» или «правильно сбивать конусы». Короче говоря, всё это несколько медитативно, однообразно, но, пожалуй, традиционно и понятно для Gran Turismo.

Polyphony Digital обещала полноценный мультиплеер, но всё довольно скудно — всего два режима. Традиционные гонки между пользователями и «Сезонные мероприятия». С первым всё ясно, вторые — набор эксцентричных испытаний от разработчиков. Скоро обещают обновления, а с ними — новые режимы и события, среди которых непременно будет что-то связанное c GT Academy, дающей возможность стать настоящим гонщиком в реальной жизни (мероприятие проводится при поддержке Sony и Nissan).

Что касается визуального ряда, то скриншоты не обманывают — Gran Turismo 6 и в самом деле является одной из самых красивых гоночных игр на уходящем поколении консолей. Особенно если в кадре находятся модели с нативными HD-текстурами и включён режим фотопутешествий с интересными ракурсами и классной игрой света. Появилась динамическая смена дня и ночи и погодных условий, что делает и без того разнообразные трассы (здесь, пожалуй, самый лучший набор треков в жанре — 33 локации в 71 варианте) ещё интереснее.



Gran Turismo 6 — это особое эстетическое удовольствие, но во многом — созерцательного плана. У шестой части в целом те же проблемы, что и у пятой, — серии несколько не хватает принципиальной встряски. Решить проблему с «зомбированным» ИИ, ввести более реалистичную модель столкновений и поломок, забыть о низкотекстурном наследии PS2 — и тогда это была бы совершенная гоночная игра.

Очень надеемся на Gran Turismo 7 для PS4.

Достоинства:

1200 автомобилей на любой вкус;

прекрасный набор из трёх десятков трасс;

реалистичная физическая модель;

великолепный визуальный ряд;

море прочего контента.

Недостатки:

сомнительная система повреждений;

искусственный интеллект, который даже не пытается соревноваться;

много автомобилей в невысоком разрешении и без текстур салона;

скучноватая карьера.