Кем мы только в Crusader Kings уже не были: правителями западной Европы были, целое государство Ланкастер создали! Правителями арабского мира были, гарем завели, императорами Византии становились, выдержали натиск турков, а потом гнали их до самых степей, Венецианскими аристократами тоже были и даже поучаствовали в представлении «Борджиа против мировой финансовой системы». Теперь пришла пора стать викингами. Надевайте на бородатые бошки рогатые шлемы, берите в руки топоры и ставьте на драккарах паруса. К нашим берегам пристала громада Crusader Kings 2: The Old Gods.

На дворе стоят Темные века, точнее идет 867 год от рождества Христова. Крупных государств в Европе нет, профессиональные армии отсутствуют, свет цивилизации померк, а нового рассвета не наступило. Где-то далеко-далеко на востоке тлеет огонь великой Византии, тогда как над Атлантическим побережьем раскинулась бесконечная нордическая ночь – ледяная, бескрайняя, подобная громадному воронову крылу. В условиях воцарившегося над Европой хаоса и анархии, морские разбойники - викинги представляют собой реальную силу. Под их контролем находится не только Швеция, Норвегия и Дания, но также далекий английский берег – Дэйнло. Будучи конунгом викингов, вы должны организовать походы к «богатым» берегам, сформировать мощную армию наемников и сплотить северные королевства в единый кулак, прежде чем на вашей территории появятся люди, отрицающие старых богов.

Викинги, в отличие от других королей запада, организуют специальные «Рейды» на христианские и арабские территории. Факт рейда надо заранее озвучить перед подданными. В течение двух лет король викингов может собирать стекающиеся под его крыло боевые партии, которые и составят основу похода. В случае успешного стечения обстоятельств, викинги атакуют богатую территорию и возьмут с собой многочисленные трофеи (драккары, впрочем, у северян не бездонные). Если рейд провалится или вообще не начнется, по репутации правителя будет нанесен серьезный удар, а там и династия может смениться.



Между прочим, короли викингов обладают интересной особенностью, которая позволяет им гибко планировать ход развития аристократического рода. В отличие от христианских королей, вожди скандинавов могут завоевать жену в бою, отобрав у родителей или другого короля. Так что теперь, завидев на горизонте гениальную принцессу, можно не заниматься дипломатией, а брать в руки меч и получать желаемое в виде военного трофея. Сдачи, в течение первых двух сотен лет, все равно никто дать не сможет.

Настоящие проблемы у викингов появляются в конце 12-го века, когда на базисе Европейских королевств начинают формироваться Империи. Крупные государства могут не только постоять за себя, но и способны перенести огонь войны на Викингскую территорию. Более того, со временем на земли северных королевств приходят проповедники, несущие с собой крест или полумесяц. Задержавшись с переходом в христианство, можно пострадать от объединенного крестового похода западных королевств (да-да, рыцари не только в Палестины ходят).

Короли, решившие исповедовать веру отцов должны или сражаться против всего христианского мира (с понятным результатом) или провести собственную культурную экспансию с формированием новой мировой религии (для реализации проекта нужно захватить 3 святых места и добиться от короля высокого показателя набожности). Задерживаться с выбором не рекомендуется. Альтернативы просты – или лютая смерть с крушением королевства или сознательное принятие более мощной и последовательной религии.



Добавка Old Gods ввела изменения и в базовую механику игры. Так, например, теперь изобретения покупаются в столице, после чего распространяются по всей территории королевства. Изменилась и оригинальная система революций. Отныне революционеры могут инициировать восстания против оккупантов, мятежи против правительства или религиозные ереси. Данные возможности оказывают существенное влияние не только на северные территории, но и на остальные государства средневекового мира.

Завершая рассказ об Old Gods стоит упомянуть о том, что в добавке появились еще две фракции – кочевники, опирающиеся на тотальную экспансию и конвертацию захваченной знати в собственных вассалов, а также поклонники Заратустры, способные женить близких родственников. Впрочем, играть за последних довольно сложно. К моменту начала кампании положение фанатов Ахура Мазды критическое – Персидская империя лежит в руинах, а вокруг многочисленные, хорошо мотивированные враги. Выжить будет не просто, уж поверьте.

ЗА: Эпическое северное приключение. Обновленная система восстаний и изобретений. Фракции кочевников и зороастрийцев - Ницше был бы доволен.

ПРОТИВ: Серьезных недостатков замечено не было.

ИТОГО: Отличное дополнение к великой игре. Фанатам викингов добавку нельзя пропускать ни в коем случае.

03.07.13

(с) Mr.Garret