Очень часто всего лишь одна «фишка» отделяет геймплей хорошей игры от обычной. Иногда этой «фишки» остро не хватает, и тогда неплохой проект не получает должного признания и быстро теряется на фоне более интересных игр, хотя мог бы выстрелить и собрать вокруг себя аудиторию. Сейчас я говорю про Dead Island, которой в свое время отчетливо не хватило паркура, чтобы стать Dying Light и занять свое место в наших сердцах.

Конечно, когда DI только вышла, мы не могли понять, чего именно не хватает. Вернее, не хватало многого — от доработки геймплея в мелочах, до нормальной подачи сюжета и интересного связывания всего происходящего воедино. Игра не выглядела цельной, и поэтому было интереснее просто бросить все и идти, куда глаза глядят, уничтожая зомби и исследуя вверенные территории, а не проходить сюжетную линию.

Dying Light же смотрится как кардинальная работа над ошибками в геймплее. Разработчики игры внимательно прочли все отзывы на свои предыдущие работы, приготовили с их учетом новый коктейль, добавили туда много новых ингредиентов и даже подожгли, прежде чем подать нам на стол. И в итоге мы можем не без удовольствия его употребить — последние дни, если честно, только этим и занимаемся.

Несмотря на заезженную в играх (и на телевидении, чего уж там) тему зомби-апокалипсиса, сюжет игры воспринимается неплохо. Есть город, в котором этот апокалипсис разыгрался не на шутку. Он закрыт для внешнего мира, и нашего героя туда забрасывают, чтобы он вернул какие-то украденные документы, а заодно разобрался с тем, нашли ли вакцину против зомби остатки выживших в этом городе, или нет.

Естественно, уже в заставке игры все идет не так, как нужно — наш герой сразу после высадки получает удар по голове, неприятный укус от зараженного и спасается только чудом, но при этом он уже заражен и неизвестно, чем это для него закончится. Мы тут же примыкаем к организации спасших нас выживших в качестве бегуна, выполняющего в городе разнообразные задания, и при этом пытаемся решить и нашу первоочередную задачу, попутно помогая всем остальным персонажам.

Это все — только завязка сюжета, которая формируется в первые 10 минут игры, а дальше начинается самое интересное. Зомби в Dying Light не особо умны и быстры, но они очень опасны. На начальном этапе 2-3 зомби, которые неожиданно нападают на героя, уже составляют серьезную проблему, что говорить о ситуациях, когда мы оказываемся окружены ими со всех сторон. Именно поэтому герой выступает в роли именно бегуна, так как сражаться нас никто не заставляет — нужно убежать и сделать задание, а не махать трубой, пока тебя не смяли и не задавили весом.

Но просто бегать было бы неинтересно, а вот благодаря системе паркура заниматься этим — здорово. Хотя и не всегда удобно, потому что при взгляде от первого лица не видно, кто тебя схватил за ногу и куда тащит. Зато во всем остальном получилось очень приятно, ведь нужно куда-то карабкаться, забегать, что-то перепрыгивать и прокрадываться в разные помещения. Безопасные зоны (их, к слову, мы должны сначала зачистить от зомби, потом запитать электричество и закрыть двери — и тогда только можно их считать безопасными) тоже созданы так, что своим ходом туда не зайти, нужно обязательно где-то перелезть и что-то перепрыгнуть.

Без этих зон в игре было бы очень худо. Дело в том, что вынесенное в название состояние «угасающего дня» - худшее, что может произойти с нашим героем Крейном в игре. Потому что наступает ночь, и на улицах появляются совсем уж неприятные монстры, которые в одиночку могут убить не только самого игрока, но и группу. В этот момент только близость безопасных зон да быстрый бег и могут помочь, иначе до утра дожить нашему персонажу будет не суждено.

Геймплей при этом не сводится к мордобою с помощью подручных средств (стрелять в этом мире почти не принято, потому что это притягивает зомби к звукам — лучше решать проблемы с помощью обрезка трубы и топора) и беготне, нет. Есть множество различных заданий, случайные встречи на улицах с мини-миссиями, даже для карантинных зон, которые когда-то оборудовало правительство для защиты людей, и где кишмя кишат зомби, место нашлось. Внимание к деталям, которое разработчики показывают по отношению к игровому миру, определенно радует.

Другое дело, что все эти заражения и кровавые разборки являются вторым планом в основной сюжетной линии, потому что, как и любое хорошее произведение о зомби, здесь на первом месте выступают люди. Выжившие просят за своих друзей, меняются вещами и мнениями, помогают или пытаются подставить — не успеваешь оглянуться, а ты уже втянут в перипетии сюжета, помогаешь накрыть поставщика некачественных лекарств и при этом держишь в уме, что нужно выручить союзника-бегуна в паре кварталов отсюда, который не рассчитал своих сил. Да еще и можешь с бандами столкнуться, которые тоже проблем доставят, причем куда больше, чем любые зомби, пусть даже и «ночные».

Без качественных игровых механик тоже не обошлось. Есть торговля, крафт (простой, но действенный — находишь рецепт и ингредиенты, а потом быстро на коленке создаешь или улучшаешь предмет), система починки вещей, взлом замков и поиск предметов для собственного обогащения и пополнения арсенала. Также наш герой может прокачиваться по 3 разным веткам, получая новые возможности и способности.

Как в любой хорошей экшен-игре, эти все возможности можно пропустить и забыть о них, они не станут камнем преткновения в прохождении (разве что оружие желательно все-таки регулярно чинить). Но при этом они органично дополняют геймплей и занимают в жизни игрока минимум времени, так что не отвлекают от самой игры.

Кооперативный режим на 4 игроков включается после первой игровой ночи и позволяет кооперироваться с другими геймерами со всего мира, чтобы разбивать зомби головы, охотиться на зараженных и всячески веселиться в рамках игровой концепции. Для любителей «погорячее» есть даже отдельный режим игры за зомби, где нужно охотиться на выживших — тоже веселое развлечение, которое определенно найдет своих поклонников.

И Dying Light можно было бы назвать очень хорошей, если бы не ряд нюансов, которые портят впечатление. Что радует — нюансы не имеют отношения к геймплею напрямую, а касаются преимущественно РС-версии игры. То есть, конечно, я мог бы поговорить о том, что оружие не должно ломаться так быстро или о том, что при лазаньи на стену не всегда видно, куда лезешь и зачем, но это уже будут придирки, о таком забываешь через пол часа. А вот то, что у РС-версии проблемы с производительностью, память она жрет «как не в себя», и испытывает проблемы с подключением к другим игровым сессиям — это неприятно. Из-за последнего пункта я вынужден был перебраться полностью на PS4-версию (в которой, о чудо, этих проблем нет, зато голоса «из рации» звучат прямо в геймпаде, что добавляет атмосферности) — и там проходил уже спокойно, без нервов. Хотелось бы, чтобы и РС-версию тоже довели до ума патчами, а то мои друзья обзавелись именно РС-экземплярами (и у части из них еще не работает клавиатура, что вообще уже за гранью добра и зла).

Тем не менее, если опустить техническую часть — Dying Light оказалась отличной игрой, в которой лично мне очень приятно проводить время. Даже когда сюжетная линия пройдена и все известно, здесь очень интересно играть, расковыривая карантинные зоны и убегая от монстров, часть из которых — люди.

Вопрос, который у меня остался после всего увиденного, только один — в скором времени мы должны увидеть еще и Dead Island 2 (от другой команды разработчиков), но нужен ли он? Смогут ли нас удивить после всего увиденного? Вопрос, который пока остается без ответа.

Плюсы:

- Паркур.

- Множество различных игровых активностей.

- Качественная подача.

- Разнообразие.

- Продуманный кооператив.

- Смена дня и ночи, связанная с геймплеем.

Минусы:

- Надоевшие зомби.