Отладить сложный механизм или найти решение мистической проблемы? Не вопрос — квесты подкидывают и не такие задачки, помогая нам почувствовать себя всезнайками. Сегодня мы отправимся на поиски пропавшего человека в Syberia и встретимся с самим Чапаевым. The Silent Age научит нас путешествовать во времени, а Time To Escape покажет все опасности музея

Давным-давно в одной далекой-далекой галактике квесты обитали исключительно на персональных компьютерах. Кто-то из вас, дорогие читатели, определенно помнит долгие вечера, проведенные за поиском нужной вещи, которая затерялась в одной из множества локаций. На какое-то время подобные игры ушли в тень, чтобы теперь вернуться и попробовать свои силы на мобильниках и планшетах. Подобных релизов становится все больше и больше, что натолкнуло нас на неожиданную мысль — вероятно, это будет единственный жанр, который целиком и полностью «уедет» на мобильные устройства. Управление там при должной оптимизации подходящее, устройства всегда с собой — лучшего и придумать нельзя. Давайте же посмотрим, какие проекты мы уже сейчас можем запустить на своих «айпадах» и «нексусах».

Syberia

Игра протестирована на Android

Стоит один раз запустить «Сибирь» — хотя, по-хорошему, правильнее называть ее «Сиберия», — и вряд ли она когда-нибудь забудется. Творение Бенуа Сокаля прочно врезается в память благодаря удивительной архитектуре Валадилены, интересной истории и увлекательным загадкам, которые в немалом количестве будут преграждать главной героине путь к истине. С вашего позволения, в этом обзоре мы не будем вдаваться в подробности сюжета, ведь игра вышла более десяти лет назад — те, кто очень хотел, могли попробовать ее не раз. Лучше сосредоточимся на качестве мобильного порта, ведь даже прекрасную игру можно загубить кривой технической реализацией.

Так какую цену пришлось заплатить владельцам новомодных устройств, чтобы иметь возможность играть в «Сибирь» по дороге на работу, не таская при этом с собой системный блок и монитор? К счастью, претензий к проекту набралось не так уж много. Начнем мы с меньшего, а именно — с заставок. Кажется, их никто не потрудился переделать под более высокие разрешения экранов. Тут и там виднеются артефакты, а сама картинка пикселизируется — не настолько, чтобы смотреть ролики было невозможно, но все-таки достаточно заметно для справедливого недовольства.



Вторым моментом стала проблема с озвучением диалогов. Русская локализация переехала из компьютерной версии, где и так не блистала точностью. К тому же актеры часто зачитывают свои роли с совсем уж неподходящей интонацией. Хотя, честно признаться, глупо было ожидать того, что кто-то будет перезаписывать звуковую дорожку. Зато в мобильной версии неожиданно появилось громкое шипение после каждой третьей-четвертой фразы — этого точно не было в оригинале. Посторонний звук очень мешает слушать разговоры, особенно при игре в наушниках, но мы надеемся, что авторы порта потрудятся выпустить патч, исправляющий данное недоразумение.

Финальный момент, который может быть как недостатком, так и достоинством — смотря с какой стороны к нему подходить: из-за отсутствия курсора мыши теперь все активные области подсвечиваются. Да, вы не ослышались — от былого «пиксельхантинга» не осталось и следа, все лежит перед глазами. Достаточно пробежаться по локациям, собрать нужные предметы, а там уже думать, что с ними делать. Любителей традиционного прохождения квестов от подобного поворота может хватить удар, но есть вероятность, что найдутся и такие, кто благодаря этой особенности впервые сможет пройти «Сибирь» если не целиком, то хотя бы дальше, чем обычно. Хорошее ли это нововведение, или оно начисто убивает смысл игры? Тут уже каждый решит сам.



Финальную же оценку мы будем выставлять именно мобильному порту, а не оригинальной игре. Она уже проверена временем, в ее качестве можно не сомневаться, а вот версия для телефонов и планшетов требует дополнительной полировки. Все указанные выше проблемы не сильно мешают проходить Syberia, но все-таки оставляют неприятный осадок. Ведь можно было сделать лучше, особенно когда все явные технические недостатки лежат на поверхности. И если уж выбирать между версией для Android и iOS, то мы бы отдали предпочтение первой — за 100 рублей вы получите приключение целиком, а «яблочным» устройствам досталась поделенная на несколько частей игра, которую все равно не удастся пройти в бесплатной версии.

Время, через которое игра надоест: дамы и господа, это «Сибирь». Раз в пару лет вы точно будете возвращаться в уютные локации здешнего мира.

Достоинства:

волшебный дизайн окружения;

увлекательный сюжет;

возможность приобщиться к классике практически на любом современном устройстве.

Недостатки:

посторонние звуки во время разговоров мешают полностью погрузиться в атмосферу игры;

качество роликов прямиком из прошлого десятилетия;

время от времени приложение вылетает на рабочий стол.

Петька и ВИЧ спасают галактику

Ух, держитесь, космические супостаты, сейчас-то вы познаете всю тяжесть солдатского сапога красноармейца! Трубите тревогу, ведь роскошные усы товарища Чапаева вместе с остальными частями его тела и верным оруженосцем Петькой уже направляются к вам, чтобы показать кузькину мать. Думаете, шутки тут шутим? Вовсе нет, ведь первая часть знаменитой на всю Русь серии квестов про Василия Ивановича и его помощника добралась до мобильных устройств под управлением Android. Что из этого получилось — читайте ниже.

Страшно представить, но с релиза оригинальной игры прошло почти 16 лет. Многое изменилось за это время, но только не вечно позитивные герои, постоянно попадающие в самые забавные ситуации. Они все так же готовы веселить пользователя разнообразными диалогами и острыми шутками, которые, кажется, никогда не потеряют актуальности. Что ни разговор, то определенно улыбка на лице или смех в голос.



Однако, как ни печально это признавать, все остальное в игре ощущается очень устаревшим. Давно ли вы видели квесты, где для того, чтобы, например, поговорить, нужно не просто щелкнуть по герою, но сперва еще и выбрать нужное действие из списка доступных на отдельной панели? То-то же. И ведь мы сейчас описали только попытку завязать беседу, а для досконального исследования локаций потребуется постоянно переключаться с «осмотреть» на «подобрать» и/или «взаимодействовать».

Хотя это еще полбеды. Настоящая паника начинается, когда гуляешь по родному селу Гадюкино в надежде собрать предметы, которых попросту не видно. Тут проблема даже не в пресловутом поиске пары пикселей в стоге других пикселей, а в не слишком приспособленном под планшеты игровом процессе. Мы не говорим, что нужно подсвечивать активные элементы, как в той же «Сибири», но искать их, перебирая всевозможные варианты действий, да еще и без «сканирования» области курсором — чистое издевательство. Причем палец здесь не заменяет мышку — не один раз у вашего покорного слуги были случаи, когда две вещи стоят рядом, но одну из них никак не подцепить, поскольку игра отчаянно не желает правильно определять прикосновение к дисплею.



И уж совсем «здорово» выглядит условная бесплатность проекта. Вы, конечно, можете его скачать, вот только без траты своих сбережений в полной версии будут недоступны инвентарь, карта и — внимание! — действие для выхода из комнаты. То есть игрок запирается на первой же локации и, облазив ее, ничего больше делать не может. Не легче ли было в таком случае сразу попросить за «Спасение галактики» фиксированную сумму?

В общем, если вы соскучились по искрометному юмору и знакомым героям, а также не страшитесь сложностей мобильной версии, то можете смело брать «Петьку и ВИЧ». Это будет куда быстрее, чем искать диски с игрой на верхних полках шкафа и пытаться запустить ее на современных компьютерах. Только будьте готовы к тому, что проект предстанет перед вами ровно таким же, каким он был 16 лет назад. Настоящая машина времени.

Время, через которое игра надоест: зависит от того, насколько сильные чувства вы испытываете к старым играм. Некоторым хватит и пяти минут, другие с радостью доберутся до конца.

Достоинства:

юмору никакой возраст не страшен;

возвращение знакомых героев.

Недостатки:

порт настолько прямой, что про оптимизацию управления как-то забыли;

условная бесплатность на самом деле отсутствует;

картинка оставляет желать лучшего.

The Silent Age

В прошлом выпуске «Мобильных игр» мы рассказывали о Chronology — интересном платформере, в котором главный герой путешествует по двум параллельным мирам. В одном из них яркие краски и живая природа, в другом — разруха и упадок. В The Silent Age персонаж тоже обладает способностью изменять окружение одним нажатием кнопки, но здешняя история завернута в квестовую оболочку.

Сюжет повествует о живущем в семидесятых годах прошлого века уборщике Джо, который прошел через войну во Вьетнаме и сейчас трудится на благо правительственной организации. За его заслуги начальник повышает его в должности, поручая в два раза больше дел, но оставляя прежней зарплату. Как только персонаж попадает в новую для него лабораторию, он замечает на полу лужу крови и знакомится с человеком, который полностью изменит его жизнь.



Правда, человек этот уже через минуту умирает. Раненый старик оказывается путешественником во времени. Он дарит главному герою устройство для перемещения между эпохами. Но, как это часто бывает, в самый неподходящий момент появляется свидетель, наблюдающий Джо около трупа и вызывающий полицию. В попытках объяснить все стражу порядка, уборщик нажимает кнопку на загадочном устройстве и оказывается в том же месте, но спустя сорок лет.

Аппарат заряжается исключительно от солнечного света, без доступа к которому сменить эпоху нельзя. Задачки здесь похожи на таковые в Chronology: попадаешь в прошлое, берешь оттуда предмет, используешь его в будущем, и наоборот. Как и в случае с вышеупомянутым проектом, художников The Silent Age хочется похвалить за изобретательность — им удалось отлично передать разницу между спокойными временами и мрачным будущим, в котором дома вокруг разрушены, а от некогда живых людей остались лишь высохшие скелеты.

Атмосферу отлично дополняют и монологи главного героя. Он не отпускает глупые шутки по каждому поводу, а остроумно проводит аналогии с кинематографом, сатирически издевается над собственными недостатками, а иногда и вовсе использует отсылки к набившим оскомину условностям видеоигр. К примеру, если применить молоток к старому замку — что является вполне логичным ходом со стороны игрока, — уборщик с болью в сердце начнет восклицать: он, мол, настолько слаб, что даже не может выполнить такое простое действие.



Но решение загадки с замком оказывается не менее очевидным, когда найдены все необходимые предметы. То же можно сказать и об остальных головоломках, встречающихся нам в The Silent Age. Разработчикам явно хотелось в первую очередь рассказать интересную историю, а заставлять игрока бродить по одним и тем же комнатам в поисках пропущенного объекта в их планы не входило. При этом назвать загадки лишними или мешающими нельзя — они не настолько простые, чтобы раздражать своим присутствием.

Однако эта характеристика не относится к головоломкам второго эпизода игры. Он стал доступен спустя два года после релиза первого и заметно отличается по нескольким параметрам. Некоторые решения нелогичны и, увы, обнаруживаются только путем беспорядочного применения предметов ко всему подряд, а использование «машины времени» сводится к проходу через закрытые в одной из эпох двери. Возникает ощущение, будто все свои лучшие идеи создатели реализовали в первом эпизоде, забыв оставить что-то для второго.



Зато визуальный стиль и общее оформление не изменились. Это все такой же лаконично нарисованный квест, где персонажи общаются и выражают эмоции исключительно через «облачка» с диалогами. Здесь нет озвучки, зато есть атмосферная музыка, благодаря которой на отсутствие голосов не обращаешь внимания.

Несмотря на недостатки второй половины, The Silent Age оставляет исключительно положительные впечатления. Первая часть бесплатна, а вторая обойдется в 169 рублей, отдать которые совсем не жалко.

Время, через которое игра надоест: первый эпизод можно пройти в один присест, после чего сразу возникнет непреодолимое желание приобрести второй. А вот станете ли вы завершать его — вопрос спорный.

Достоинства:

увлекательный сюжет;

хороший юмор и отличные диалоги;

первый эпизод (лучший из двух) бесплатный;

простые, но интересные загадки.

Недостатки:

ко второму эпизоду разработчики «выдохлись».

Time to Escape

Квесты, в которых нужно сбегать из замкнутых помещений, в последнее время стали очень частыми гостями на мобильных платформах. Причина проста — их разработка обходится не очень дорого и по большому счету сводится к созданию нескольких простых задников, на которых расставлены предметы. Time to Escape изготовлена именно по таким лекалам.

Пользователь оказывается в комнате, где безымянный призрак за три секунды объясняет базовые принципы игры. Нажимаете на выбранный участок помещения, пытаетесь взаимодействовать со всеми подряд вещами, возвращаетесь к общему плану. Когда все найдено, применяете одни предметы к другим, чтобы наконец открыть дверь и пройти дальше.



Загадки здесь не слишком сложны, так как активных вещей на экране всегда очень мало. Не из-за лени художников, а потому что иначе игрок мог бы запутаться. Зато с логикой проблем не возникает: есть скрепка — можно открыть замок, есть отвертка — привинченная решетка больше не является преградой. Иногда встречаются странные решения вроде необходимости использовать огнетушитель по отношению к вазе, чтобы ее разбить, но происходит это редко.

Зато слишком часто от пользователя требуется найти ту или иную комбинацию и каким-то образом решить связанную с ней головоломку. Повернуть рычаги в определенных направлениях, нажать кнопки в нужном порядке — из-за малого числа предметов на экране понимание приходит очень быстро.

И в этом заключается главная проблема Time to Escape. При полном отсутствии сюжетной линии стараешься найти достоинства в игровом процессе, но их слишком мало. Действие разворачивается в одном огромном здании — судя по окружению, это музей, так как очень часто на пути встречаются редкие вазы, картины и ковры. Некоторые экспонаты и вовсе защищены сигнализацией.

Но очень смешно выглядит то, что обойти любую защиту и открыть любую, даже самую неприступную дверь можно, совершив два-три элементарных действия. Здесь нет комплексных задачек, а побег из каждой комнаты происходит в несколько простых шагов. В свете этого вполне справедливо, что Time to Escape распространяется бесплатно. Хотите того же самого, но в других декорациях — купите парочку дополнительных уровней за 33 рубля каждый.



Однако замечаешь все перечисленные выше недостатки лишь после прохождения. Оторваться от игры трудно, так как решение даже таких элементарных загадок вызывает чувство «маленького триумфа». Да и нарисовано все довольно симпатично — непреодолимого желания посмотреть, что будет дальше, не возникает, но изучить помещения в поисках маленьких деталей все же хочется.

Если же принять во внимание выбранную модель распространения, предъявлять серьезные претензии к Time to Escape неуместно. В конце концов, ничто не мешает удалить игру, если она вдруг не понравилась. Однако сравнения с той же The Silent Age, за первый эпизод которой тоже не нужно платить, Time to Escape не выдерживает.

Время, через которое игра надоест: прохождение занимает не очень много времени, да и игровой процесс ненавязчив. Но, пройдя Time to Escape, вы наверняка удалите ее и больше никогда не вспомните.

Достоинства:

симпатично нарисованные комнаты;

большое количество загадок;

бесплатность основной части.

Недостатки:

излишняя простота головоломок;

полное отсутствие сюжетной линии.