Как низкая «настороженность» населения увеличивает смертность от рака и какие симптомы должны стать поводом для обследования, «АиФ-Черноземье» рассказал врач-хирург.

От рака не застрахован никто — даже любимые миллионами звёзды из мира кино и телевидения: Михаил Задорнов, Дмитрий Хворостовский, Жанна Фриске. Как возникает онкология и представители каких профессий наиболее подвержены риску и какой процент заболевших излечивается, «АиФ-Черноземье» рассказал главный хирург курского областного диспансера Владимир Хвостовой.

Магнитная аномалия ни при чём

Вероника Тутенко, «АиФ-Черноземье»: Владимир Владимирович, если верить статистике, больных раком с каждым годом становится больше?

Владимир Хвостовой: В абсолютных цифрах это так. Но это является как следствием увеличения продолжительности жизни, так и закономерным результатом внедрения новых диагностических технологий. Иными словами, за последние годы медики стали реально лучше, раньше и активнее диагностировать рак. И если считать смертность от состоящих на учёте, как это делают на Западе, а не от общего количества населения, как это делают в России, то смертность от онкологии у нас снижается ежегодно, особенно после 2011 года.

Канцерогенные химические вещества

Это вещества, повышающие риск развития злокачественных опухолей: нитраты и нитриты, некоторые пищевые добавки, ароматические углеводороды, образующиеся при неполном сгорании нефтепродуктов, бытового мусора и выхлопных газов, бензпирены, образующиеся при жарке пищи на вертеле, пероксиды, образующиеся в прогорклых жирах и при сильном нагреве растительных масел, токсины, образуемые плесневыми грибами, пары бензола, формальдегиды, кадмий, мышьяк, асбест.

— В последнее время мы только и слышим, что страшный диагноз поставили то одной знаменитости, то другой. А ведь многие из звезд ведут здоровый образ жизни. Их профессия — в зоне риска?

— Роль здорового образа жизни и правильного питания отрицать нельзя. Это позволяет на 30-40% снизить риск возникновения онкологического заболевания в течение жизни. Но, помимо канцерогенов, остаётся немало других факторов. Вообще, опухоль головного мозга — не самый показательный пример в плане канцерогенеза (процесса зарождения и развития опухоли - ред.), поскольку не все химические вещества проникают через гематоэнцефалический барьер (преграду между капиллярной кровью и нейронами центральной нервной системы). Таким образом, контакт головного мозга с некоторыми химическими веществами уменьшен.

Какие факторы стали решающими у наших звёзд, сказать сложно. Но совершенно точно: известным людям ставят этот диагноз не чаще, чем всем остальным. Другое дело, что эти случаи на слуху.

— И всё-таки — какие профессии в группе риска?

— Не так много, например, связанные с производством анилиновых красителей, никелем. В профессиях, не связанных непосредственно с канцерогенными веществами, степень риска примерно одинакова.

— А близость атомных станций увеличивает риск возникновения онкологических заболеваний?

— Официальная статистика опровергает подобные опасения, ситуация по онкологии в районах, близких к магнитной аномалии, не хуже, чем в других. Половина случаев излечима

— Каковы сегодня шансы выздоровления у онкологических больных?

— Для многих «рак» — абсолютный синоним слова «смерть», но это давно не так. На сегодня 50 процентов случаев рака излечимы, и из оставшихся пятидесяти процентов ещё половина — при раке кишечника, яичника, молочной железы — можно было бы вылечить при своевременной диагностике, но, к сожалению, у нас сегодня низкая онкологическая настороженность населения. Кто-то скажет «не пойду, там очереди», а кто-то всё же обратится в поликлинику по месту жительства.

От первичного звена зависит очень много. Иногда длительное время лечат от гастрита и бронхита, а человеку давно надо к онкологу. Время упущено. Конечно, все подобные случаи расследуются медицинской комиссией, но человека уже не вернуть. И это общероссийская тенденция: ослабевает первичное звено, не хватает квалифицированных кадров в селах, и пока принимаемых мер вроде программы «Земский доктор» недостаточно. Очень многое предопределяет локализация раковой опухоли. Наиболее сложные случаи — это рак поджелудочной железы, лёгких, органов пищеварения, некоторые виды опухолей головного мозга.

— Какие симптомы должны насторожить?

— Если без видимых причин появляются слабость, утомляемость, потеря веса, необоснованное повышение температуры в течение достаточно длительного времени. Должны насторожить любые патологические выделения — гинекологические, кровь в стуле и моче, новообразования на коже, нарушение прохождения пищи. Конечно, подобные симптомы возможны и при огромном количестве других, неонкологических, заболеваний. В любом случае бдительность здесь будет не лишней.

— Считается, что во многих случаях пусковым механизмом может стать сильный стресс.

— Я бы сказал — хронический стресс, постоянная тревога, неудовлетворённость, и нередко люди сами загоняют себя в такую ситуацию, например, трудоголизмом. Нельзя зацикливаться только на работе, в жизни должны быть развлечения, хобби. Если человек говорит, что он настолько занят, что у него нет времени на себя самого, как правило, речь идет о неправильном распределении времени. Всегда можно выкроить час-другой на то, чтобы почитать книгу, сходить на выставку, погулять по улице, полюбоваться природой, провести время с семьёй.

Травятся травами

— Человеку свойственно всегда надеяться на чудо. Бывало ли в вашей практике, когда обречённый пациент выздоравливал?

— Были случаи, когда неизлечимые пациенты проживали гораздо больше среднестатистических сроков. Один из наших пациентов с неоперабельной формой рака лёгкого стал пить свежеснесённые яйца - метод из народной медицины. Специально для этих целей завёл в городе петуха и двух кур. Неизвестно, повлияло ли именно это, но мужчина так или иначе действительно отодвинул смерть на несколько лет.

Были случаи, когда предположительно человеку оставалось жить несколько месяцев, а он жил ещё несколько лет. Это не может объяснить наука, здесь очень много зависит от настроя пациентов. Зачастую это сильные личности, оптимисты, борются до последнего. В США, например, довольно часто пациенты участвуют в исследованиях и апробации новых препаратов. И иногда это помогает значительно продлить жизнь. Но позиция пациентов пассивна, обычно их приходится искать самим врачам.

— Как вы относитесь к применению народной медицины?

— Народная мудрость — это опыт многих поколений, поэтому, конечно, в нём немало того, что стоит взять на вооружение. Многие средства перешли в официальную медицину, например, противоопухолевые препараты с содержанием вытяжек ягод, коры. Но я не стал бы называть народную медицину альтернативной, она может быть вспомогательным средством — и то при условии согласования с врачом. Самолечение здесь недопустимо, так как одно и то же растительное средство подходит одному человеку и может навредить другому.

К сожалению, немало случаев, когда люди травились ядовитыми растениями и умирали, причём иногда даже специально заказывали их заграницей. Необходимо помнить о том, что зачастую шарлатаны, называющие себя травниками, наживаются на чужой беде. Онкологические больные, у которых прогноз неблагоприятен, становятся для них лакомым кусочком. Люди, которым нечего терять, цепляются за последнюю надежду — какое-нибудь якобы чудодейственное средство, а в результате сокращают свои дни. Гораздо больше пользы приносит классическое лечение, грамотно подобранное сопроводительное лечение может улучшить эффект. Даже те препараты, которые прямого противоопухолевого воздействия не имеют, иногда оказывают эффект плацебо, а вера в выздоровление всё равно так или иначе к нему приближает.

— Что нового предлагает медицина, чтобы облегчить последние месяцы жизни безнадёжно больных?

— В паллиативной помощи нуждаются не только онкологические, а все больные, исчерпавшие возможности излечения и находящиеся у последней черты. Иногда на этом этапе можно только облегчить боль. Из новых средств для этой цели применяются, например, специальные обезболивающие пластыри с анальгетиками, вещества из которого всасываются в кровь постепенно. Также развивается и паллиативная хирургия. Например, при неоперабельных формах рака пищевода, желудка, кишечника для обеспечения функционирования органов сегодня возможна постановка саморасширяющихся стентов (каркаса из тонкой специальной проволоки, который используется для увеличения диаметра различных патологических сужений в трубчатых органах - ред.). Для облегчения боли может применяться лучевая терапия, новые методы блокад нервных стволов.