На российском национальном конгрессе «Человек и лекарство» эксперты обсудили новейшие методы борьбы с коронавирусом и его последствиями. Они сошлись во мнении, что одним из решений проблемы могут стать препараты на основе фермента гиалуронидаза.

С начала пандемии в России было зафиксировано более 17 млн случаев заболевания коронавирусом*. И даже в случае, если пациент перенес болезнь не в тяжёлой форме, он еще долго может страдать от так называемого постковидного синдрома, который проявляется общим недомоганием, проблемами с дыханием, одышкой, слабостью, быстрой утомляемостью и другими симптомами.

Долгосрочные последствия

Всё чаще сегодня медики переходят от классических схем лечения на инновационные, которые помогают не только купировать острую фазу заболевания, но и бороться с долгосрочными постковидными последствиями.

На симпозиуме, прошедшем в рамках конгресса «Человек и лекарство», специалисты поделились мнениями о том, какие современные средства могут помочь в лечении, профилактике и реабилитации после COVID-19.

По словам профессора, главного внештатного специалиста-пульмонолога Минздрава РФ по Уральскому федеральному округу, д. м. н. Галины Игнатовой, сейчас всё больше внимания уделяется именно долгосрочным последствиям этого заболевания: практически у 90% госпитализированных и 35% амбулаторных пациентов сохраняются симптомы и после выздоровления.

В этих условиях врачам необходимы средства, помогающие справиться с наиболее опасными последствиями вируса, в частности, нарушениями функции лёгких. Так профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии лечебного факультета МГМСУ им. Евдокимова, д. м. н. Сергей Бабак считает, что медикаментозная терапия должна быть направлена на улучшение вентиляции и газообмена в лёгких, повышение выносливости, преодоление стресса и коррекцию нарушений сна***.

Он рассказал об опыте применения российского препарата «Лонгидаза» (бовгиалуронидаза азоксимер) как при комплексной терапии пациентов с тяжёлой формой COVID-19, так и при реабилитации после перенесённого заболевания. По его словам, у 44% пациентов, перенесших COVID-19, применение препарата способствовало увеличению объёма лёгких более чем на 10%.

Галина Игнатова обратила внимание на ещё одно преимущество российского препарата в лечении и реабилитации пациентов: «Он совместим с антибиотиками, противовирусными, противогрибковыми препаратами, бронхолитиками и способствует повышению эффективности комплексной терапии».

По словам профессора, заведующего кафедрой внутренних болезней КГМУ, заслуженного врача Татарстана Рустэма Хамитова, препарат также имеет перспективы применения у пациентов в условиях интенсивной терапии при тяжёлом течении COVID-19, поражении лёгких и прогрессирующей дыхательной недостаточности.

Иммунный ответ

На симптомы заболевания и его последствия также влияют и препараты, активирующие иммунный ответ и обладающие детоксицирующим эффектом. Как отметил профессор, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии РНИМУ им. Пирогова, главный инфекционист ФМБА России д. м. н., Владимир Никифоров, постковидный синдром имеет различные проявления, которые снижают качество жизни пациента, даже в условиях сохранённой дыхательной функциии.

Одна из частых причин — ослабление иммунных механизмов. Поэтому медики проводят терапию, которая корректирует активность иммунных клеток, в том числе лимфоцитов, помогающих иммунитету пациента бороться с инфекцией. В частности, приём иммуномодулятора «Полиоксидоний» (действующее вещество азоксимера бромид) в качестве профилактики помогает вернуться к нормальной жизни, а приём в период острой фазы ковида может способствовать подавлению инфекции.

Среди пациентов, принимавших этот препарат в рамках исследований, наблюдалось снижение выраженности общей слабости, болевых симптомов в мышцах и суставах, головокружения, а также улучшение концентрации внимания и обоняния. Кроме того, были выявлены позитивные изменения психологического и физического состояния участников исследования, страдающих постковидным синдромом.

«Препарат применялся и у пациентов с тяжёлым течением ковидной пневмонии, которая сопровождалась повышением уровня провоспалительных цитокинов. Несмотря на тяжесть состояния, удалось добиться значительного улучшения», — заключил профессор Никифоров.