Как известно, по тем или иным причинам жилье может быть признано непригодным для проживания в нем.

Но в данном случае речь идет не о тех одно- двухэтажных домах, в которых отсутствует централизованная канализация и горячее водоснабжение, а также дома большей этажности, превышающей пять этажей, и не имеющих лифтов и мусоропровода.

Так как такое жилье может являться вполне годным для этих целей.

Не менее важно знать, в чем состоит отличие между ветхим жильем и жильем аварийным. В первом случае речь идет об износе деревянных домов, превышающем 65% или 70% для домов каменных.

Но в том случае, если эти строения стоят на крепком фундаменте, таковыми же являются его стены и кровля, а все имеющиеся коммуникации находятся в исправном состоянии, то дом считается пригодным для проживания.

И в такой ситуации не требуется расселения жильцов, так как проблему можно решить путем проведения в доме капитального ремонта.

А вот в том случае, когда отмечается разрушения несущих конструкций, фундамента, стен, кровли, представляющих угрозу жизни проживающих в этом доме, то жилье признается аварийным.

И здесь уже расселение всех жильцов является необходимостью.

Но, к сожалению, часто администрация территорий не спешит с решением данного вопроса, а ведь каждый российский гражданин имеет право проживать в пригодном жилом помещении, и это право закреплено в законе целым рядом статей.

В данном случае достаточно обратиться к главе восьмой Жилищного кодекса РФ и к статьям 673,676,687 Гражданского кодекса РФ.

Так от кого же зависит признание жилья непригодным?

Если речь идет о проживании в муниципальной квартире, то данное решение находится в компетенции органов местного самоуправления, о чем говорится в ст.14 Жилищного кодекса.

И в этом случае проживающим в непригодных для этого квартирах администрация обязана предоставить иное благоустроенное жилье вне очереди, на основании договора социального найма.

А вот что касается собственников жилья то, говоря простым языком, им никто и ничем не обязан, так как данная проблема является их личной.

В такой ситуации администрация отвечает лишь за принадлежащие ей части дома, в том числе, за подъезды, лестничные клетки, часть коммуникаций, проходящие по всему дому (трубы с водой, канализационные стояки).

Но за трубами и батареями, отходящими от общих, должен следить собственник.

Когда муниципальное жилье признано непригодным в официальном порядке, то обязанностью администрации является предоставление другого благоустроенного жилья.

Если же жильцы не имеют возможности получить такую официальную «бумагу», но при этом их клятвенно заверяют в том, что в ближайшие сроки в этом строении будет произведен капитальный ремонт, то не стоит верить сказанному на слово, надежнее потребовать письменного подтверждения сказанному.

В противном случае высок риск того, что обещания так и останутся не исполненными.

Если же администрация не спешит с проведением капитального ремонта, то за жильцами муниципальных квартир сохраняется право, снять аналогичное жилье с последующим истребованием возмещения понесенных расходов.

В ст.66 Жилищного кодекса РФ сказано, что наймодатель несет ответственность в случае неисполнения обязанностей по проведению капитального ремонта.

А это означает, что граждане вправе требовать возмещения убытков, которые были понесены в результате непроведения обещанного ремонта.

Конечно, в такой ситуации придется убедить судью в этом, так как в законе напрямую об этом не говорится.

Так что лучше настоять на применении ст.15 Гражданского кодекса, в которой говорится о том, что к убыткам относится реальный ущерб (в данном случае расходы), которые понес гражданин, за период, потраченный на восстановление своих нарушенных прав.