В России могут внедрить единые стандарты и стоимость жилищных услуг. Сегодня государство контролирует уровень только коммунальных тарифов. Вместе с тем гражданам ежемесячно приходится платить за так называемые жилищные услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества. Из чего складывается стоимость, какие услуги должны быть оказаны? Не все потребители знают ответы на эти вопросы. Власти решили помочь гражданам. В 2023 году в России могут внедрить единые стандарты и стоимость предоставляемых управляющими компаниями (УК) услуг. Кто будет контролировать тарифы, как изменится качество уборки подъездов, если инициатива будет реализована, разбирался «МК».

ЖКХ должен работать по единым стандартам и ценам. Минстрой, Минэкономразвития и ФАС России разрабатывают проект по внедрению соответствующих инициатив. Речь идет о таких услугах УК, как уборка подъездов, уход за двором, текущий ремонт, содержание лифтов и т.д. Работа управляющих компаний сейчас очень непрозрачна как для потребителей услуг, так и для проверяющих органов. А между тем суды по всей России завалены исками от жильцов многоквартирных домов, причем самого разного уровня — от премиум-класса до обычного старого панельного дома. И зачастую доказать ничего нельзя, потому что сами стандарты работы УК отсутствуют.

Жилищные услуги — это договорные отношения по рыночным ценам. Но услуга подразумевает определенный сервис, поэтому нужны ГОСТы обслуживания по аналогии с гостиницами — где-то подъезды могут мыть с шампунем, а где-то с хлоркой. Где-то сантехникам дают бахилы, а где-то они заходят в квартиру не разуваясь. Это выбор собственников, какие услуги заказать и сколько за них заплатить.

Стандарты структурирует рынок УК по сегментам жилья, говорит эксперт Народного фронта, член общественного совета федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Павел Склянчук. Так собственники будут понимать, кого им нанять и сколько платить таким хаус-менеджерам. «Если хотят «дешево и сердито», то это будет одна УК, а если хотят «дорого и богато», то это другой стандарт управления многоквартирным домом. Сегодня таких ориентиров нет, поэтому выборы УК происходят хаотично и через скандалы, подделки протоколов, кучу нервотрепок с предыдущей компанией и жилинспекцией. Выбирать управляющую компанию должно быть просто и приятно, тогда и качество услуг вырастет, и УК будут делать то, за что и сколько им платят собственники», — считает собеседник «МК».

По словам управляющего партнера коммуникационного агентства B&C Agency Ивана Самойленко, сейчас правительство создает законодательную базу, на основании которой будут работать УК. Это огромный объем подготовительной работы, тем более что стандарты для разных типов жилья могут отличаться. «Одно дело — уборка подъезда обычного панельного дома, и другое — порядок в элитном коттеджном поселке. Но проблемы у жильцов при этом одинаковые — плохая работа УК, — подчеркивает эксперт. — Вот для стандартизации этой деятельности и создаются новые законодательные инициативы».

Между тем пока сложно предположить, каким именно образом эти услуги будут контролироваться и как изменятся тарифы. Самойленко полагает, что наверняка произойдет следующее: жители многоквартирных домов получат возможность выбирать «тарифы» (более дорогой или дешевый, узкий объем услуг или расширенный). Тогда станет понятно для всех, за что люди платят деньги, кто и за какую работу отвечает.

«Эти нормы должны упорядочить систему работы управляющих компаний и убрать с рынка откровенно мошеннические или безответственные компании. А потребители получат в руки инструмент, на который смогут опираться в случае недовольства работой УК», — заключил он.

Авторы: ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВА