В пятницу Москомархитектура представила техническое задание 20 финалистам конкурса на разработку пяти экспериментальных площадок реновации жилого фонда столицы. Одним из обсуждаемых вопросов в ходе презентации стало оснащение этих территорий парковочными местами. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, четверть парковок могут сделать платными. А в основе проектного подхода лежит идея «дворов без машин».

Площадь застройки на участках, по которым проводится архитектурный конкурс, сейчас составляет около 10 тыс. га, будущими проектами предлагается увеличить ее до 25 тыс. га.

При этом высотность зданий не должна превышать 14 этажей, но возможны и доминанты — более высокие точки, которых в проектах может быть не более 25% от общей застройки.

Власти Москвы проводят международный конкурс по пяти пилотным площадкам. Сейчас определены 20 финалистов, которые разделены на группы по участкам в Кузьминках, Царицыно, Хорошево-Мневниках, на проспекте Вернадского и в Головинском районе.

При этом гранты на разработку концепций достаточно небольшие, признавались ранее «Газете.Ru» участники конкурса: 20 финалистов получат по 3 млн рублей. Победитель будет выбираться для каждой из пяти площадок и получит 8 млн рублей.

Свои проекты консорциумы, в число которых вошли и именитые иностранные бюро — Стивена Холла, Карло Ротти, AREP, MLA+ и японское Nikken Sekkei, а также архитектор Рикардо Бофилл, — должны представить до 13 октября. Дальше в течение месяца жюри предстоит проанализировать представленные концепции.

Пока же архитекторы ознакомились с техническим заданием, в котором по каждой площадке дана норма по обеспеченности, в том числе парковками и социальными объектами. По словам Сергея Кузнецова, обеспеченность парковками будет смешанной, кроме того, не исключена и организация платных парковок.

«Но три четверти машино-мест будут бесплатными в рамках улично-дорожной сети», — сказал главный архитектор.

Он также добавил, что в пилотных проектах может быть предусмотрено в 2–2,5 раза больше парковочных мест, чем есть сейчас, когда в разных районах приходится от 3,5 до 7 квартир на место.

При этом речь вовсе не ведется о массовом строительстве новых паркингов. Кузнецов уточнил, что пилотными проектами будут установлены какие-то нормы, но если жители будут ставить машины возле дома, то это только их решение.

Транспортные эксперты, заметил Кузнецов, настроены более радикально. Они говорят, что тенденция мировых мегаполисов сегодня такова, что использование частных средств передвижения падает в пользу общественного транспорта.

«В Москве сейчас тенденция такая же», — говорит Кузнецов, продолжая тему о том, что эксперты все-таки говорят, что паркинги можно не планировать, поскольку люди отказываются от машин.

Главный архитектор столицы добавил, что в основе лежит концепция пешеходного двора — приватного пространства без машин. Мировая практика строительства комфортного жилья показывает положительный результат такого подхода. При этом Кузнецов отмечает, что на сегодняшнем этапе не предполагается пускать машины во дворы, но препятствовать автомобилям никто не будет.

Архитектор Сергей Скуратов, который вошел в число финалистов и теперь будет разрабатывать концепцию реновации для Царицыно, уверен, что при правильном подходе идея двора без машин возможна и реальна.

Во-первых, все зависит от самих жителей, которым стоит только лишь договориться, чтобы не ставить машины перед домом. Во-вторых, все-таки нельзя обойтись без определенного количества подземных паркингов. Третье — можно использовать ресурсы за пределами дворов, построив отдельные паркинги.

«Техническое задание мы только сегодня получили, и нам удалось понять, что идет под снос и на что мы можем рассчитывать при проектировании», — сказал партнер AI-architects Александр Томашенко. В рамках обсуждения на презентации технического задания он уточнил у Кузнецова, возможно ли использовать транспортные пути под размещение подземных или надземных парковок.

Главный архитектор пообещал улучшить ситуацию с парковками, но призвал не пускаться в истерию.

«Все, инновационные возможности с точки зрения хранения транспортного средства — мы, конечно, только за, но большой вопрос в экономике — средствах для реализации решений по этому вопросу», — сказал собеседник «Газеты.Ru».

По поводу платных парковок Томашенко рассказал, что живет в районе Фили, недалеко от Хорошево-Мневников — участка, который ему достался для разработки концепции реновации. Он указал, что вблизи метро все парковки уже платные, но резиденты паркуются бесплатно.

Он также уточнил, что в этом районе проектируется метро и вокруг новой станции также будут платные парковочные места. «Будет ли это количество составлять четверть от всех проектируемых парковок, мы пока сказать не можем», — уточнил он.

По словам застройщиков, парковочные места в районах реновации могут стоить столько же, сколько стоят сейчас — от 40 руб./час в зависимости от конкретного района.

«На репутации районов это никак не скажется, поскольку у нас уже давно достаточно обширная зона платной парковки в Москве и она никак не зависит от градостроительных планов. Это решение транспортной проблемы.

Если говорить о том, могут ли вырасти цены на парковку, то этот вопрос, скорее, к властям города. На жилую застройку все это мало влияет, так как мы уже несколько лет живем в таких реалиях», — говорят эксперты ГК «Гранель».

Сергей Кузнецов уточнил, что площадок, определенных для проведения архитектурного конкурса, будет больше чем пять. Ранее власти Москвы утвердили программу реновации жилья столицы, в которую вошли 5144 дома. При этом отмечалось, что районах под реновацию сегодня проживает около 1 млн человек. Программа реновации рассчитана до 2032 года.