По данным портала «Цена авто», в первой половине сентября свои цены скорректировали 22 автобренда из 49 официально представленных в России. У 21 стоимость выросла с 0,3 до 15,4% и только у одного (китайского) немного снизилась.

Впрочем, это было ожидаемо. Недаром наш народ, выйдя в июле из карантина и испугавшись дефицита автомобилей и роста цен, стал скупать новые легковушки. А в конце лета увеличился спрос на машины с пробегом. Какие же автомобили предпочитают наши граждане? И что ждёт авторынок в ближайшем будущем?

Рулит новая «Лада»

В целом рынок новых автомобилей в этом году по вполне понятным причинам просел — по итогам 7 месяцев на 12%, составив 884 тыс. машин. При этом у наших покупателей вне конкуренции традиционно остаётся продукция АвтоВАЗа. Например, в августе на долю LADA пришлось 25,5 тыс. машин. Это около 15% от всех продаж.

На втором месте — южнокорейский бренд KIA, разных моделей которого приобретено в августе 17,7 тыс. штук. На третьем — тоже южнокорейская Hyundai (14,2 тыс.). Интересно, что Volkswagen (а новые автомобили этого бренда в августе заняли почётное четвёртое место) продемонстрировал взрывной рост продаж по сравнению с прошлым годом — сразу на 44%. А вот у французского Renault, наоборот, популярность серьёзно просела — минус 18%.

Поддержать подержанное

Продажи б/у машин в этом году в целом тоже сократились, но в 2 раза меньше, чем новых, — за 7 месяцев всего на 6% по сравнению с прошлым годом. И это понятно: входной билет в этом сегменте на начало года составил 429 тыс. руб. Именно такой является средняя цена подержанной машины. В то время как за усреднённый новый автомобиль придётся выложить уже 1,7 млн руб., т. е. почти в 4 раза больше.

В результате только в августе жители нашей страны стали обладателями почти 555 тыс. легковых автомобилей с пробегом, на 10,5% «перевыполнив» показатели августа прошлого года.

Самой популярной маркой на вторичном рынке также остаётся LADA, на долю которой пришлось 23% всех продаж. При этом в сегменте б/у на втором и третьем местах уже представители японского автопрома — автомобили Toyota и Nissan. А вот Hyundai и KIA заняли четвёртую и пятую строчки по объёмам перепродаж.

В топ-10 регионов, жители которых предпочитают подержанные машины, попали (по убыванию) Москва и Подмосковье, Краснодарский край, Свердловская обл., Санкт-Петербург, Ростовская обл., Башкортостан, Татарстан, Челябинская обл. и Красноярский край.

Купить не на свои

Довольно большая доля автомобилей (что новых, что на вторичке) приобретается в кредит. Как сообщили в Объединённом кредитном бюро, только в июле выдано 70 тыс. автокредитов, и эта цифра на 2% больше прошлогодней и на 18% — июньской. Чаще всего брали взаймы у банков на покупку машины в Москве (7,6 тыс. кредитов), далее — в Московской обл. (5,9 тыс.), Санкт-Петербурге (5,5 тыс.), Татарстане (4,9 тыс.) и Башкортостане (4,3 тыс.).

«Максимальная динамика продаж была зафиксирована в июле, в августе стала немного хуже, — говорит исполнительный директор аналитического агентства „Автостат“ Сергей Удалов. — Во-первых, был дефицит наиболее популярных моделей, и часть людей уехала в отпуска. Во-вторых, в июне-июле сыграли свою роль отложенный спрос и желание купить автомобиль в рублях дешевле, чем он будет стоить через месяц-два. Сейчас же мы видим, что курсы валют продолжают расти, и поэтому рост спроса будет продолжаться. Главное, насколько его хватит?

Что касается удовлетворения спроса, то поставки квотированных машин в октябре-ноябре в нужных объёмах должны восстановиться. Но показателей лучше, чем в прошлом году, мы точно не увидим. В итоге спрос, может быть, вытянет рынок на минус 10–20% по отношению к прошлому году».

Как сообщают автодилеры, машины, которые были произведены уже после карантина, как раз сейчас начинают приходить в салоны или поступят в продажу в начале октября. Поэтому на текущий момент дефицит остаётся. И стоимость автомобилей, увы, растёт.