У Sony одна из самых богатых историй на рынке мобильных устройств. Будучи крайне успешной в начале нулевых, она была одной из немногих, кто в наступившую эру смартфонов смог быстро перестроиться и даже навязать конкуренцию Apple и другим гигантам. Но сейчас о них мало что слышно, хотя компания продолжает выпускать телефоны и даже как-то подстраиваться под ситуацию на рынке. «Лента.ру» рассказывает о новом Xperia 5 II и как Sony оказалась в такой ситуации.

На рынке смартфонов Sony всегда искала собственный путь. Пока одни упражнялись в поиске необычных форм и решений, японская компания уповала на сдержанный, но узнаваемый дизайн и полезные фишки, которых не было ни у кого другого. Она одной из первых начала делать массовые телефоны с защитой от воды, выпускала компактные версии своих флагманов без сильных ухудшений, в отличие от Samsung и других производителей. Поэтому у смартфонов компании появилось сообщество преданных фанатов, которые даже в сложные для компании времена оставались верны Xperia.

До недавнего времени никто, кроме Sony, не мог предложить вменяемый компактный телефон, так что компания до сих пор сохраняет эту историю, выпустив вместе с Xperia 1 II (читается как «один mark два») его уменьшенный вариант Xperia 5 II. Однако удалось ли компании сохранить то, за что ее любят фанаты?

Не такой уж компакт

При использовании Xperia 5 II вообще не возникает ощущения, что это должен был быть компактный телефон. Да, диагональ экрана 6,1 дюйма вроде бы говорит о его небольших размерах, но он имеет необычное соотношение сторон 21:9. Из-за этого дисплей получился вытянутым — узким и очень длинным. По высоте телефон практически такой же, как iPhone 12 Pro Max, а по ширине — такой же, как iPhone 12 mini, что вызывает некий диссонанс: вроде у тебя и небольшой телефон, но ты не в состоянии дотянуться пальцем даже до середины экрана.

Sony объясняет, что такой экран идеально подходит для просмотра фильмов, но кто вообще станет смотреть кино на 6,1-дюймовом экране? С таким соотношением сторон гораздо удобнее листать ленты Twitter или Instagram, читать новости и переписываться, но уж точно не смотреть ролики. Даже если видео сделано в соотношении 2:1 под современные безрамочные телефоны, на 21:9 обрезается слишком много контента сверху и снизу.

Другой плюс — работа в режиме многооконности, где можно расположить на одном экране два приложения. И для этого Sony сделала один из самых удобных интерфейсов, при котором ты за пару секунд можешь выбрать, какие программы открыть, как они будут делить экран, после чего сохранить эти настройки и в один клик возвращаться к нужной паре приложений.

Но, опять же, это далеко не компактный телефон, и если вспомнить устройства серии Compact прошлых поколений, это становится еще заметнее. В остальном он тоже как бы следует против трендов: сверху и снизу здесь заметная рамка, но разблокировки по лицу нет ни в каком виде, в модельном ряду нет кричащих цветов, как нет и беспроводной зарядки (задняя крышка сделана из стекла, и ничего не мешало реализовать поддержку QI), даже разъем для наушников сохранили, чего не встретишь ни у одного флагмана последних лет. Вместе с тем на передней панели расположены полноценные стереодинамики, направленные на пользователя.

На корпусе находится аж пять кнопок. Первые две — качелька громкости, ниже — кнопка включения с совмещенным сканером отпечатков пальцев, далее идут многофункциональная клавиша для запуска Google Ассистента и кнопка затвора камеры. Причем кнопка Ассистента утоплена в корпус, и ее не получится нажать случайно — если не знать о ней, можно и не догадаться о ее наличии. А вот кнопка затвора — давняя фишка Sony, которая существует еще со времен кнопочных Cyber-Shot. Причем работает она ровно так же, как и 14 лет назад: легкое нажатие фокусирует изображение, усиленное делает снимок. С ее же помощью запускается приложение камеры.

Все как у людей

С точки зрения железа Xperia 5 II — самый типичный из типичных представителей Android-смартфонов. Процессор Snapdragon 865, 8 гигабайт оперативной памяти, 128 встроенной. Имеется поддержка карт памяти до одного терабайта, причем слот для них и SIM-карт можно достать без скрепок и прочих иголок, что в некоторых ситуациях довольно удобно. Наконец, телефон не перезагружается, когда из него достаются слот для карт. И все это установлено в условно компактный телефон, чего себе не позволяет ни один из производителей Android-смартфонов.

В отличие от более старшего Xperia 1 II, OLED-экран у Xperia 5 II имеет частоту 120 герц и сенсорный слой с частотой 240 герц, поэтому вкупе с его характеристиками все работает очень плавно и быстро. При этом время работы никак не пострадало, его хватает на семь часов работы экрана при максимальной частоте. В нагрузку к этому можно запустить режим Stamina, который может дать еще один день работы телефона.

Работает телефон на Android 10 с предустановленной собственной оболочкой с минимумом отличий от «стока». Sony добавила несколько режимов работы, вроде того же Stamina и «Игровой усилитель», по минимуму предустановила приложений, нужных в основном для «профессиональной» съемки, и пару локальных сервисов типа «Яндекса». Все остальное здесь от обычного «голого» Android.

Отдельно Sony упирает на звук в Xperia 5 II. Кроме стереодинамиков, расположенных правильно, и разъема для наушников, здесь есть несколько программных средств улучшения качества звука. Во-первых, 360 Reality Audio, имитирующая объемное звучание. Во-вторых, апскейлинг DSEE, восстанавливающий и очищающий сжатый звук. Да, это все еще не Hi-Fi-плеер, но все равно качество звука в Xperia значительно выше, чем на остальных смартфонах.

Свой путь

Sony производит сенсоры для большинства смартфонов на рынке, при этом оставаясь аутсайдером по части фотовозможностей. Это уникальная ситуация, которая преследует Sony очень давно. В данном случае речь о трех модулях по 12 мегапикселей: основной, ультраширокоугольный и телевик с трехкратным зумом. Никаких изощрений вроде ToF-камеры или перископических телевиков здесь нет. Компания всерьез упирает на профессиональность своих устройств — якобы с их помощью можно максимально тонко настроить камеру и выдать снимок. Возможно, это так, и кто-то действительно захочет копаться в том ворохе настроек, которые предлагает Sony в режиме Pro.

В автоматическом режиме смартфон пытается применять как можно меньше постобработки, из-за чего снимки хоть и кажутся «натуральными», но не впечатляют. Даже днем фотографии получаются слишком ровными и скучными, а это совсем не то, чего ищет обычный пользователь. Зато в ночное время такой подход явно выигрышнее, потому что остается и ночная атмосфера, и детали удается сохранить без шумов. От камер серии Alpha здесь можно найти автофокусировку по глазам, которая работает в том числе и с животными. А вот фронтальная камера просто отвратительная и мылит кадры даже при идеальном свете.

С видео тоже не все просто. В обычном режиме телефон может снимать либо в 1080p при 60 fps, либо 4К при 30. Но вот если перейти в CinemaPro, там уже открывается и 4K@60fps и даже 4K@120fps с HDR. Но чтобы получить хоть сколько-нибудь удовлетворительный результат, нужно понимать смысл всех настроек, потому что в ином случае получится мусор. А вот переключаться между модулями в процессе съемки камера не может, поэтому если в кадре нужно что-то приблизить, придется довольствоваться цифровым зумом.

***

Ситуацию с мобильными телефонами Sony объяснить очень сложно. Вроде бы по сухим цифрам и общим впечатлениям они во многом соответствуют тому, что хочет получить пользователь от смартфона за 70-100 тысяч рублей: качественный экран, высокая скорость работы, внушительная автономность, и лишь камера подводит, но это исправляется ручным режимом. При этом компания осталась одной из немногих, кто пытается привнести что-то новое на рынок и хранит заложенные много лет назад традиции. Но продажи все равно не идут. По итогам 2019 года доля компании на рынке смартфонов равнялась практически нулю процентов, и она смогла продать всего 1,5 миллиона смартфонов за год (для сравнения: за 24 часа Apple продала по предзаказам два миллиона iPhone 12).

Xperia 5 II — продукт, рожденный в этом кризисе, — может стать надеждой на спасение компании. Возможно, причина в том, что в компании не могут внятно объяснить, зачем вообще нужны Xperia. В данном случае не нужно цепляться за какие-то уникальные настройки камеры или специальный цветовой профиль экрана «Режим создателя» для «визуального воспроизведения замысла автора». Если отбросить всю эту мишуру, то это просто один из лучших телефонов с характеристиками «лопат» в относительно компактном корпусе. Но и цена у него соответствующая — от 70 тысяч рублей, что многих отпугнет.

Борис Зеленов