Правила купли-продажи автомобилей в России изменят законодательно: поправки уже одобрены. Никаких больше договоров "в простой письменной форме"

Договор купли-продажи (ДКП) в простой письменной форме — самый популярный формат заключения подобных сделок на вторичном авторынке — похоже, решено постепенно вытеснить из обихода. По крайней мере, поправки, которые рекомендованы к принятию профильным комитетом Госдумы, усложняют жизнь выбравшим эту форму. В качестве альтернативы предлагается портал «Госуслуг» или заверение нотариусом. Сложнее всего в результате станет продавать и покупать дешевые старые автомобили. А кому сейчас легко?

Как проходит процедура купли-продажи подержанного автомобиля сейчас: продавец и покупатель бьют по рукам, совершая сделку, пишут тот самый договор купли-продажи в простой письменной форме (ППФ) и расходятся: продавец — с деньгами, покупатель — с машиной. После чего новый владелец в течение десяти суток обязан поставить автомобиль на учет в ГИБДД; но если он этого не сделает — а такое вполне может быть, — наказанием будет лишь умеренный штраф.

А вот бывший хозяин тачки может снять ее с учета, сообщив об акте купли-продажи в ГИБДД очно или через электронные сервисы и приложив копию ДКП. Это нужно, чтобы за автомобиль не продолжал начисляться налог, а за неаккуратную езду нового владельца старый не получал штрафы. Обычно такое заявление продавец подает тогда, когда видит эти самые налоги и штрафы и понимает: машину то ли не поставили на новый учет, то ли в компетентных органах не обновили информацию.

Как предполагается сделать: автомобиль снимается с учета в день совершения сделки через «Госуслуги» или нотариуса, причем новому владельцу не обязательно сразу оформлять полис ОСАГО. Согласно пояснительной записке главы Комитета по транспорту Евгения Москвичева, такая процедура позволит избежать получения прежним владельцем авто чужих штрафов в 10-дневный период после продажи. Однако в проекте ничего не говорится о случае, когда сделка оформляется «бумажкой» — то есть договором в ППФ.

Нынешний вариант законопроекта вообще не содержит процедуры снятия автомобиля с учета продавцом в случае оформления сделки без «Госуслуг» или нотариуса. Ряд СМИ, однако, пишут, что такую возможность — как минимум на этапе поправок — могут в законопроект добавить. Но из двух опций — очное или заочное обращение в ГИБДД — планируется оставить только первую: не любите «Госуслуги», мол, ходите везде своими ногами. Кроме того, в регистрационном подразделении нужно будет оставить оригинал ДКП, а не его копию — так у ГИБДД появится заведомо подлинный договор.

— Понятно, почему такие поправки рассматриваются, — рассуждает эксперт по подбору подержанных автомобилей Алексей Островский. — Есть общепринятая практика: перекупщики не ставят машину на учет на себя, а ждут покупателя и оформляют автомобиль сразу на него. Зачем так делается, очевидно: лишняя запись посредника в ПТС биографию машины не украшает и платить хоть незначительные, но налоги за «висящий» на тебе транспорт тоже не хочется.

С первым — «чистотой» ПТС — при оформлении договора у нотариуса или на «Госуслугах» проблем быть не должно, пояснил собеседник «МК». А вот налоги за висящую на перекупщике — может быть, неделю, а может, и пару месяцев! — машину при оформлении «вбелую» придется заплатить. Мелочь, но бизнесменам будет неприятно, особенно тем, у кого «в работе» могут быть десятки автомобилей сразу.

— Но страшнее всего реформа ударит по купле-продаже «ведер», то есть недорогих старых автомобилей, — отмечает Островский. — Если мы говорим, к примеру, о цивильной иномарке или хотя бы новой «Ладе» за миллион или больше — проблем нет: это серьезная сделка, и продавец, и покупатель заинтересованы в ней, никто не затруднится оформить все через нотариуса или «Госуслуги». Совсем другое дело типовой случай, когда какой-нибудь «Москвич» или «Победа» стоят в гараже или даже в огороде. «Отдай за сколько не жалко…» — «Отдам, только оформляй всё сам!»

Продавцами в таких случаях часто выступают пожилые люди, которые к «Госуслугам» непривычны, а ехать к нотариусу им недосуг. ДКП в простой письменной форме — это самое простое, что может быть в этом жанре: подписал и забыл. Именно поэтому для покупки автомобилей под реставрацию или на запчасти используется почти исключительно эта процедура.

— Сейчас все эти хозяева будут думать: ага, подпишу бумажку, а потом снимать с учета только через геморрой с посещением ГИБДД, — предполагает Островский. — И многие вообще откажутся что-либо продавать: деньги символические, а дело получается рискованное и утомительное. Так что лучше уж «огород».

Авторы: АНТОН РАЗМАХНИН