МВД поддержало идею ограничить стоянку такси во дворах: вероятно «точечное» применение. Эксперты нашли в инициативе множество подводных камней

«Понаставили тут», — примерно так думает любой автовладелец, когда не может припарковаться в собственном дворе и видит стоящие в нем таксомоторы. Проблема известная — особенно в тех дворах, где пока нет шлагбаума. Решить ее одним махом предложил вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, обратившийся в МВД с предложением запретить парковку такси во дворах на срок более получаса. ГИБДД инициативу одобрила, а вот сами водители и общественники нашли в ней много подводных камней. Каких — выяснял «МК».

Глава федеральной ГИБДД Михаил Черников отметил, что инициативу депутата стоит поддержать, при этом тщательно проработав с участием исполнительной власти. Речь, очевидно, идет о консультациях с МВД и другими ведомствами по поводу деталей поправок в ПДД и КоАП, запрещающих долгосрочную стоянку такси в жилых зонах.

Доработки при этом могут понадобиться достаточно серьезные. Дело в том, что в России за постсоветские годы практически исчез формат таксопарка, где автомобили с шашечками и «ночевали», и получали техобслуживание. Сейчас место парковки такси (а они занимают уже заметное место в автомобильном потоке Москвы) — забота самих таксистов.

— Никакого гаража у нас нет, водители отдыхают там, где им удобнее, парковку на нерабочие часы организуют сами, — рассказал «МК» владелец компании-перевозчика на 15 автомобилей такси. — Есть отдельная рембаза, то есть «дружественный» сервис, в принципе, там можно на территории поставить несколько «бортов» на время отдыха, но мы так не делаем: люди живут в разных местах города, и что им, ехать потом отдыхать на общественном транспорте, как извозчик в песенке? Нет, конечно, они паркуются там, где живут.

Недавно разрешенный формат таксиста-самозанятого и вовсе подразумевает «кустаря-одиночку с мотором» — самозанятый по определению работает на себя и на собственной либо арендованной машине. Требовать от этой категории водителей «убраться в гаражи», да еще когда их в городе с каждым годом все меньше?

— Раньше таких проблем не было, потому что такси было обычного цвета, отличалось только «гребешком» с шашечками, — вспоминает водитель такси с 30-летним стажем Зураб Кобаидзе. — Я ставил машину всегда около дома, соседи и не знали, я на работу еду или в такси работаю. И тогда тоже половина машин у домов были таксисты, поверьте. Но сейчас это заметно, потому что ввели окраску…

По словам собеседника «МК», жители домов начинают конфликтовать с таксистами в двух случаях: когда во дворе и его окрестностях начинаются сложности с парковкой и когда в одном доме живет целая компания таксистов. «Бывает, снимают квартиру на двух-трех человек, — говорит Кобаидзе. — Молодежь так делает, они нормальных денег не видят, работают сутками, вот и отдыхают в квартире по очереди, получается выгодно». Соседи видят сразу несколько такси и приходят в неистовство.

— Гонял таксистов и буду гонять, — говорит пенсионер Виктор Раков с Новощукинской улицы. — У нас и так нет толком места во дворе, да и самого двора. Помещается не больше десятка машин. А у нас в доме их штук тридцать. С учетом того, что недавно запретили парковку на окрестных улицах, нам самим не хватает места. К сожалению, двух таксистов приходится терпеть: они снимают здесь квартиры. Но мы ведем переговоры с хозяйкой, чтобы она им это запретила.

— С правовой точки зрения нужна конкретизация и еще раз конкретизация, — говорит юрист Алексей Голубев. — Что такое автомобили такси? Те, которые внесены в реестр, или те, которые имеют цветографическую схему? Что делать, если такси принадлежит водителю или перевозчику, который зарегистрирован в этом доме? Наконец, как отсчитывать эти самые полчаса, свыше которых стоянку предполагается запретить?

По словам юриста, поправки потребуется вносить и в ПДД (например, дополнительную табличку «Кроме такси»), и в КоАП. Впрочем, возможно, для наказания «застоявшихся» таксистов хватит и уже существующего штрафа за парковку в зоне ее запрета, говорит Голубев.

— Но самый смешной момент — то, что придется прописать механизм администрирования этих запретов, то есть контролировать длительность парковки во дворах, — говорит собеседник «МК». — На это могут сейчас не обратить внимания, а ведь это так: придется либо пускать по дворам парконы, либо пеших инспекторов.

Но, конечно, наиболее вероятный путь этой инициативы, если она станет законом, — «точечное» правоприменение, говорит Голубев. Тех таксистов, которые раздражают соседей, можно будет наказывать, фиксируя время их стоянки. А уж добровольцы с планшетами обязательно найдутся. Но не поспоришь — подобная инициатива открывает путь к государственному администрированию дворовых парковочных мест. Может быть, ради этого все и делается?

Авторы: АНТОН РАЗМАХНИН