В игровой индустрии 2017 год запомнится в первую очередь крупными провалами и скандалами. Но было немало и хороших игр (и даже пара приставок), о которых забывали из-за споров о лутбоксах, качестве лицевой анимации и количестве игр на Switch. В рамках подведения итогов уходящего года сотрудники «Ленты.ру» решили рассказать о самых запоминающихся проектах минувших 12 месяцев и играх, которые не оправдали ожиданий.

Алексей Тюренков, руководитель SMM-отдела

Horizon: Zero Dawn

Самое прибыльное отделение компании Sony, игровое, провело очередной успешный год. Абсолютный рекорд продаж в «Черную пятницу» за всю историю рынка — наглядное тому подтверждение. Однако нельзя сказать, что у PlayStation 4 была россыпь значимых эксклюзивов, как у той же Nintendo по случаю релиза Switch. По сути, был один главный, не считая больших проектов японских студий — Horizon: Zero Dawn. Для изголодавшихся по серьезным симуляторам таковым стала Gran Turismo Sport, но разговор пойдет не о ней.

Детище авторов Killzone выдает такую сногсшибательную картинку, что кнопка Share зажата чуть ли не постоянно. Неудивительно, что игровой режиссер-гений Хидео Кодзима выбрал именно эту технологию для своей новой игры. К слову, в этом году она гремела громче любого другого проекта для PS4 и выглядит пока как визионерский фильм-конструктор с мокапом именитых друзей автора, но это уже отдельный разговор.

История взросления рыжеволосой девочки Элой цепляет и держит очень крепко, да и как может не захватывать мир, где машины буквально сожрали Землю, а теперь судьба перерождения человечества лежит на хрупких и милых плечах местной звезды.

Первую половину игры проводишь в поисках ответа на вопрос «почему мы такие классные и умнее других» (тут все стандартно), а вот вторую — уже за более активным и увлекательным занятием: истреблением рободинозавров. Сначала они маленькие, размером с собаку, затем — с перекормленного страуса, а к концу приходит пора охотиться на тираннозавров, пышущих огнем, холодом и просто всякими лазерами. Трэш-развлечение, на первый взгляд, скоро преобразуется в умную охоту с применением не только лука и стрел, но и спецсредств.

Детская тема динозавров, признанная прорывной картинка (для консолей, но тем не менее) и подача сюжета в основном через аудиодневники и записи времен последних дней человечества вписали Horizon Zero Dawn в перечень наиболее важных проектов за 2017 год.

What Remains of Edith Finch

Из года в год выходят обожаемые критиками маленькие инди-проекты одного типа: симулятор ходьбы с глубоким смыслом и минимальной собственно игровой составляющей. В 2015-м это была Everybody's Gone to the Rapture, в 2016-м — Firewatch, а в 2017-м — What Remains of Edith Finch. И в этот раз успех у критиков, пожалуй, вполне заслуженный. В кои-то веки вышла игра про смерть, но не главного героя, а о смерти настоящей, рушащей надежды, планы и семьи.

За время блуждания по имению Финчей не покидает мощный саспенс и ожидание чего-то жуткого, но ничего страшного так и не происходит, во всяком случае на ваших глазах. Комната каждого из жильцов дает намеки на обстоятельства кончины владельца, и воображение с готовностью дорисовывает всю картину.

Общая продолжительность в два часа и сильная текстовая подача делает What Remains of Edith Finch кандидатом чуть ли не на лучшую экранизацию игры, хотя интерактивного и игрового по законам жанра там особо и нет.

Постановщик этой загадочной истории поработал местами весьма халтурно, но некоторые сюжеты переданы концептуально и свежо. Например, где еще доведется увидеть раздвоение личности в виде разделенного экрана, когда на каждой половине своя мини-игра, управляемая одновременно с другой. Или оживший комикс, но не как у Marvel, с актерами на камеру, а именно подвижные картинки, всплывающие облачками диалоги и переходы со страницы на страницу. Вариативности никакой, но участие и сопереживание максимальные.

Memento mori, как говорится. Ветвистое древо перебравшихся в мир иной родственников после полного изучения наводит на один главный вывод, и это не малаховское «берегите себя и своих близких». Посыл следующий: живите моментом и не откладывайте свершения на будущее, потому что рутина убивает не сразу, но очень болезненно. Небольшой налет философии легко убирается, чтобы получить самую суть: человек сам кует свою судьбу, а она, в свою очередь, неотвратима. Вот такой вот парадокс.

Вадим Корягин, редактор

PlayerUnknown's Battlegrounds

Несмотря на отсутствие миллионной фанбазы и довольно сырое исполнение PlayerUnknown's Battlegrounds сразу же завоевала популярность. Игра вошла в топы мировых продаж в апреле и держится там до сих пор. К октябрю PUBG и вовсе побила рекорд по одновременному количеству игроков в сети — два миллиона человек.

Сейчас в PUBG две карты и два игровых режима — от первого и от третьего лица. Играть можно в одиночку и в группе от двух до четырех человек. Секрет успеха PUBG в предельной простоте. Главная цель — остаться последним выжившим человеком или отрядом на карте. И для этого придется потрудиться!

Правда, есть у игры и свои проблемы. Например, с оптимизацией: и самые мощные компьютеры страдают от сильной потери кадров даже на минимальных настройках графики. А в последнее время появились еще и читеры, которые всегда попадают в голову вне зависимости от расстояния.

На момент релиза в игре уже имеется две довольно больших и проработанных карты. Пустынная карта с барханами, редкими деревнями и еще более редкими городами и оригинальная карта — постсоветский остров с типовыми советскими домами, деревнями и бескрайними, на первый взгляд, просторами.

За девять месяцев PUBG обрела культовый статус. Впрочем, многие ее недолюбливают и презрительно называют «игрой для стримеров». Да, это так — в Twitch игра в списке лидеров по числу зрителей. В то же время PUBG на глазах превращается в киберспортивную дисциплину, и это показатель (хотя ее создатель уверяет, что игра не готова к соревновательному режиму).

Дальнейшая судьба PUBG — загадка. Создано немало клонов, контента по-прежнему не хватает. Лишь время покажет, удастся игре сохранить популярность или про нее забудут навсегда. Но на данный момент это чуть ли не главная игра года, генерирующая инфоповоды каждый месяц. Так долго привлекать к себе всеобщее внимание способна далеко не каждая игра.

Cuphead

Cuphead — классический платформер и гроза игрожуров. А еще один из тех прекрасных инди-долгостроев, которые оправдывают ожидания: разработка игры началась аж в 2010 году, и ее не раз показывали на выставке E3. Многих Cuphead привлекла своим самобытным стилем, вдохновленным мультипликацией 1930-х годов с ее необычным и порой психоделическим дизайном персонажей и локаций.

В шутку игру называют игру Cup Souls. Дело в том, что игра действительно сложная. Отдельным игрожурам и вовсе понадобилось порядка 25 минут для прохождения обучения, в котором даже отсутствуют противники. По ходу игры от игрока требуется все больше концентрации и знания способностей и особенностей боссов.

Cuphead можно и нужно считать лучшим инди-проектом 2017 года. Из-за своей сложности игра подойдет далеко не всем, но определенно понравится хардкорным геймерам и ценителям качественной анимации. Если вы не подпадаете ни под одну из этих категорий, советуем запастись титаническим терпением и все-таки попробовать игру. Каждая победа в Cuphead приносит невероятное удовольствие и гордость, разжигающую азарт и заставляющую продолжать игру.

Михаил Карпов, специальный корреспондент

Wolfenstein 2: New Colossus

Он выбирается из тесной камеры в подземельях нацистского замка, голыми руками мочит нацистскую овчарку, подбирает пистолет и валит пару нацистов. Так выглядел Wolfenstein 3D, вышедший в далеком 1992 году.

В Wolfenstein: The New Order, появившемся в 2014 году, все это присутствовало, но не было главным. Незамысловатый и олдскульный геймплей перекрывал эпичный сюжет о борьбе с нацистами, победившими во Второй мировой. Яркие персонажи, которым можно и нужно сочувствовать, зубодробительный экшен, проработанный мир, в котором нет группы «Битлз», но есть ее нацистский заменитель.

Собственно, вторая часть делает все это еще лучше. Но если первая в принципе придерживалась канонической схемы боевика о войне (фашисты плохие, мы хорошие, об остальном не спрашивайте), то вторая еще и осмеливается задавать вопросы. Откуда в Америке столько граждан, готовых сотрудничать с гитлеровским режимом? Каково это, жить в «самой свободной стране мира», когда по улицам расхаживают эсэсовцы, а по телевизору показывают шоу, посвященные насильственному обучению американцев немецкому языку.

Расизм, мизогиния, сегрегация — все эти темы поднимаются здесь и в немалой степени воспламеняют пятые точки консервативно настроенных геймеров, которые предпочли бы, чтобы такие проблемы навсегда остались скрытыми.

Nioh

В современных крупнобюджетных играх обычно всегда есть низкий уровень сложности, на котором их можно проходить практически неуязвимым, вяло нажимая кнопки. Так вот, Nioh, разработанная японской студией Team Ninja, хоть и с немалым бюджетом, — не такая.

Действие происходит в альтернативной Японии, в которой в реальности существуют все синтоистские духи и божества. Главному герою, классическому «белому самураю» приходится участвовать в войнах кланов, а также разбираться с ситуацией на родине, в Англии. Но самое главное игрок поймет сразу: если не следить за тем, что происходит вокруг, умрешь за долю секунды.

В отличие от большинства японских игр с огромными грудями и мечами, Nioh больше про культуру Страны восходящего солнца. Но в первую очередь это ролевой экшен для фанатов Dark Souls. И Nioh — это лучшее из всего того, что пытались сделать по мотивам этой игры. Битвы с боссами здесь — настоящее мучение, но, как ни странно, бросить игру от этого не хочется. Было бы время, я бы, конечно, прошел дальше второго уровня Nioh. Однако времени нет.

Yakuza 0, Kiwami

Нельзя сказать, что я ничего не слышал о серии Yakuza до того, как поиграл в Yakuza 0. Информация была однозначной: это такой клон GTA, но только про японскую мафию. И вот в этом году Sega выпустила Yakuza 0 — приквел первой части серии. Именно она и попала мне в руки.

И я прозрел: никакого отношения к GTA она не имеет, скорее это классический файтинг, скрещенный с японской RPG. И самое главное: по этим играм можно изучать современную японскую культуру, которая представлена в них, может быть, и в гипертрофированном, но вполне достоверном виде.

Как в любой японской RPG, главное тут — отличный сюжет, с загадками, неожиданными поворотами и душещипательными моментами. Единственный минус — изнуряющие диалоги, которые могут продолжаться минут десять. Да еще некоторые и нельзя пропустить!

Call of Duty: WWII

Первые игры из серии Call of Duty и Medal of Honor были настоящим откровением — они позволяли погрузиться в события Второй мировой войны от первого лица. Перестрелки в разрушенных городах, высадка в Нормандии, танковые бои, тайные операции… Правда, возможности тогдашних приставок и ПК были слишком ограничены, чтобы по-настоящему оценить масштабы происходящего.

Теперь Activision, после того как игры Call of Duty побывали и в настоящем, и в будущем, решила вернуться к корням. Пришло время сыграть на ностальгии, и это получилось — в том смысле, что любители серии, конечно же, купили ее, и компания неплохо заработала. Другое дело, получилась ли хорошая игра?

Увы, нет. Вышло какое-то невразумительное месиво. В синглплеерном режиме игроку предлагают, ознакомившись с набившим оскомину героическим сюжетом о борьбе добрых американских солдат со злыми нацистами, выкашивать этих самых нацистов из всего, что попадется под руку в крохотных загончиках-локациях.

Все это невыразимо скучно, и вроде бы трагическая история взвода, в котором воюет игрок, не трогает совершенно. Под стать синглплееру и мультиплеер. Впрочем, вполне возможно, это не последняя игра о Второй мировой в серии Call of Duty. Пока геймеры платят, игроделы штампуют.

Влад Массино, руководитель раздела «Наука и техника»

Destiny 2

Сиквел Destiny вызывает бурю эмоций. Первые часов 20, когда только запустил игру и изучаешь ее, не покидает эйфория, а потом остается пустота. Все-таки игра ощущается по-новому, и это не просто «большое DLC», как принято считать. Игру переделали, исправив все то, что казалось плохим. Ее упростили для новой аудитории, а сюжет сделали доступнее. Теперь не нужно десятки часов пытаться выбить заветную винтовку с лучшими перками, не нужно выполнять ежедневные задания в надежде получить квест на экзотический револьвер, не нужно разбираться в хитросплетениях экономики и выяснять, зачем нужна та или иная валюта.

Оригинальная Destiny была прохладно встречена журналистами, но получила восторженные отзывы от игроков, а вот с продолжением обратная ситуация. Игру хвалила пресса за все эти упрощения, фанаты же негодовали. Действительно, спустя месяц неторопливой игры обнаруживаешь, что это не упрощения, а просто отсутствие контента.

Практически все здесь лишено смысла. Зачем прокачиваться, когда уровень силы ничего не определяет? Зачем перепроходить задания, если все оружие можно открыть на публичных эвентах? Зачем ходить в рейд, если оружие с него и так раздают всем подряд. PVP-режим мертвый и невозможно скучный. И даже дополнение никак не изменило ситуацию: добавили кампанию на три часа, два страйка (которые оказались полной копией сюжетных миссий), недорейд и десяток новых винтовок.

В результате у Bungie начался отток аудитории. Да, Destiny 2 стала самым прибыльным консольным релизом года, но ведь кому-то надо продавать и дополнения. Почуяв неладное, разработчики начали думать над решением проблемы. Причем, судя по последним новостям, ничего лучше, чем просто превратить сиквел в первую Destiny, они не придумали.

Но как бы фанаты не хаяли Bungie и Destiny 2, все они искренне переживают за ее будущее. Все же у игры огромный потенциал и лучшая стрельба среди консольных шутеров. Поэтому не стоит раньше времени хоронить Destiny 2.

Assassin’s Creed: Origins

А вот чего точно не ожидали, так это отличного продолжения Assassin’s Creed. Ubisoft решились на рискованный шаг: отойди от идеи однокнопочного стелс-экшена и посягнуть на лавры матерых RPG вроде «Ведьмака». И, что еще удивительнее, у них это получилось. Да, здесь нет глубокого сюжета с зубодробительными твистами, нет продуманной боевой системы с умными врагами, а при виде дерева прокачки вопрошаешь, куда пропали все те годы развития RPG (парирование вынесено в отдельный навык).

Но вместе с этим тут поразительная карта. Даже в таком, казалось бы, скучном сеттинге эллинистического Египта Ubisoft удалось сделать разнообразный мир. Перемещаясь от города к городу ты словно попадаешь в другой мир и каждый раз поражаешься масштабами локаций. Также тут множество активностей, благодаря которым ты попросту забываешь о посредственном сюжете: можно охотиться, изучать гробницы, зачищать аванпосты, захватывать вышки (это ведь Ubisoft) и даже «грабить караваны».

Отдельно стоит упомянуть побочные задания, в которых мастерски перетасованы игровые механики, благодаря чему они не надоедают спустя десятки часов игры. В одном нужно начать собственное расследование ритуальных убийств, в другом — спасти загулявшего мужика от крокодилов, в третьем — вернуть картографу его записи. Причем в каждом из них больше сюжета и колоритных персонажей, чем в основном квесте. В общем, занятий в Assassin’s Creed: Origins предостаточно, а это, вкупе с атмосферой и проработанным миром, главное для игр такого жанра

Бонус

Здесь должен был быть пункт про провалы года, но зачем в очередной раз корежить Mass Effect и For Honor, если можно написать про что-то хорошее. В этом году было много отличных мобильных игр. Причем оригинальных проектов, вроде Linelight, Zip—Zap, Monument Valley 2, Framed 2 и других. Но сейчас речь пойдет больше о портах полноценных компьютерных игр, которые стали доступны на Android и iOS в 2017 году.

Один из самых ожидаемых релизов года на телефонах — головоломка The Witness, которую давно обещали перенести на iOS. В целом она ничем не отличается от версии для ПК, и сенсорное управление идеально подходит для этой игры. Фанатам необычных головоломок также должны попробовать Gorogoa и The Talos Principle, тоже вышедших в 2017 году.

В принципе, эти игры достаточно просто перечислить, потому что они известны практически каждому. К примеру, кто не слышал об одной из лучших аркадных гонок GRID Autosport? Так вот, и она теперь доступна на iOS в полной версии со всеми автомобилями, трассами и DLC. То же самое с Civilization VI, которая свалилась словно снег на голову под конец года. Увы, и ценник у нее как у полноценной игры: сейчас она продается со скидкой за две тысячи рублей, а после 4 января будет стоить четыре тысячи. Ну и куда без знаковых инди-релизов, вроде Game Dev Tycoon, To The Moon, Reigns: Her Majesty, Beholder, INSIDE, The Binding of Isaac: Rebirth и много других. В общем, 2017 год оказался одним из лучших для любителей мобильного гейминга.

Владимир Корягин, редакционный директор

Prey (2017)

Каждая игра от Arkane Studios — событие. И дело далеко не в огромных бюджетах или громких рекламных кампаниях. За каждым из тайтлов скрывается отточенный геймплей, проработанный до мельчайших деталей мир и несколько (десятков) часов интересной игры. Не стал исключением и Prey.

Играть в Prey можно совершенно по-разному. Подвергшаяся нападению тифонов орбитальная станция предоставляет отличный простор для исследования. И для различных стилей прохождения — дизайн локаций настолько проработан, что зачастую до одного и того же места можно добраться несколькими различными способами. Не говоря уже о вариативности с решением одной и той же задачи и оригинальным деревом развития способностей.

Проработанный мир и цепляющая параноидальная атмосфера буквально затягивают в Prey и заставляют проводить в игре все больше часов. В ней есть лучшее из System Shock и Bioshock, а крошить разномастных инопланетян с разводным ключом «Гефест» и оригинальной ГИПС-пушкой наперевес — то еще веселье. Правда, гораздо чаще придется красться и выживать в поиске немногочисленных и важных ресурсов. А «мимики» — инопланетяне, которые превращаются в предметы интерьера, и вовсе запомнятся надолго.

Расписывать достоинства Prey можно очень долго. Но лучше один раз поиграть и убедиться в том, что это одна из лучших авторских игр. Именно благодаря таким проектам пресловутое «сингплеер жив» остается реальностью.

Владимир Тодоров, главный редактор

FIFA 18 против Pro Evolution Soccer 2018

В 2017 году два главных футбольных симулятора (к слову, других на рынке просто нет) остались при своих, то есть сохранили все те достоинства и недостатки, за которых их так любят или ненавидят фанаты.

Новая FIFA второй год подряд радует сочной картинкой, доставшейся по наследству от серии Battlefield, традиционным обилием чемпионатов и продолжением режима карьеры, где можно сыграть не только за звезду предыдущей части Алекса Хантера, но и за его сестру. Из других бонусов — наконец-то лицензированная сборная России (видимо, грядущий чемпионат мира обязывает) и позаимствованное из Fallout диалоговое окно при покупке футболистов в режиме карьеры.

Но по большому счету это все та же FIFA, геймплейно застывшая на уровне 2011 года. Прошлогодний переезд на движок Frostbite никак не сказывается на игровом процессе, а фирменные приемы из разряда «забег по флангу-резкий разворот-рывок в штрафную-удар в дальний угол-гол» по-прежнему безотказно работают. Более того, при всем внешнем лоске FIFA так и осталась заскриптованной аркадой с неработающей физикой, 22 компьютерным болванчиками и мячом, напоминающим надувной шарик.

Разработчики Pro Evolution Soccer, напротив, посчитали, что лучшее — враг хорошего. То есть не добавили в новую часть вообще ничего. Конечно, ветераны сетевых баталий обрадуются переработке онлайн-режима PES League, возможности играть два на два и три на три, а также постоянным сезонным акциям и бонусам. И это ожидаемо — детище Konami долгие годы выезжает за счет немалого сетевого коммьюнити любителей хардкорного футбола. А таким людям не слишком важны фотореалистичная графика, лицензированные лиги или проработанные фанаты на трибунах.

Более того, им не нужны и геймплейные нововведения, ведь они с 2013 года оттачивали свое мастерство именно на позаимствованном у серии Metal Gear Solid движке Fox Engine и не хотели бы заново открывать для себя фирменные приемчики вроде неожиданного паса пяткой между ног соперника или коронного удара с линии штрафной.

Именно поэтому PES — нишевый продукт для фанатов жанра, а FIFA традиционно пополняет домашнюю коллекцию всех обладателей консолей, хоть что-то знающих о современном футболе. И 2017 год лишь закрепил это негласное правило.

Подготовил Влад Массинo