Госдума приняла в первом чтении поправки к Уголовному кодексу (УК), ужесточающие наказание для пьяных водителей, по вине которых произошла авария с пострадавшими или погибшими. Максимальный срок лишения свободы для таких преступников увеличится с 9 до 15 лет. Само неосторожное деяние перейдет в разряд тяжких преступлений, что затруднит условно-досрочное освобождение для осужденных. Законопроект планируется доработать и принять до конца мая. Защитники прав автомобилистов инициативу восприняли скептически.

Госдума рассмотрела изменения в УК, предложенные межфракционной группой депутатов, включая единороссов Андрея Исаева, Василия Пискарева. Поправки касаются ст. 264, которой установлено наказание для водителей за ДТП с погибшими или пострадавшими. Ужесточения коснутся пьяных виновников таких аварий. Если здоровью пострадавшего нанесен тяжкий вред, максимальный срок лишения свободы увеличится с 4 до 7 лет. За ДТП с одним погибшим виновник получит до 12 лет (сейчас — до 5), с двумя и более погибшими — до 15 лет тюрьмы (сейчас — до 9). Такой же срок можно получить за убийство одного человека по ч. 1 ст. 105 УК. Само преступление переходит в категорию тяжких. Это значит, что преступнику будет сложнее освободиться по УДО: надо отбыть минимум половину срока наказания, а сейчас достаточно треть.

Законопроект внесен в апреле 2019 года. Депутаты ссылались на статистику, из которой следует, что осужденные по ст. 264 УК снова садятся за руль, существующее наказание их не сдерживает. По мнению господина Пискарева, пьяные водители садятся за руль и совершают преступления умышленно.

В 2013 году Госдума уже пыталась ужесточить санкции ст. 264. Поводом стала резонансная авария, происшедшая в Москве на Минской улице: нетрезвый водитель выехал на остановку, погибли семь человек. Парламентарии тогда планировали увеличить максимальный срок лишения свободы для нетрезвых водителей до 15 лет, но Верховный суд выступил против. На этот раз у ВС к тексту законопроекта вопросов не оказалось.

Правительство, в свою очередь, в своем заключении указало, что в законопроекте не раскрыто понятие «совершение преступления в состоянии опьянения»: это будет сделано ко второму чтению, пообещал первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Юрий Синельщиков. В Белом доме также заметили, что существующую систему наказания суды используют не полностью, назначая для пьяных минимальные или условные сроки. «Наверное, суды наши излишне либеральны,— отметил господин Синельщиков.— Вопрос этот нужно решать путем влияния на практику со стороны Верховного суда». Это мнение поддержал и коммунист Алексей Куринный: «Если судебная практика не изменится, то наше ужесточение в принципе ни к чему не приведет». По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, законопроект должен быть принят в третьем чтении в «приоритетном порядке» до конца мая.

Защитники прав автомобилистов к инициативе отнеслись настороженно. Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что ужесточения «ударят» по гражданам, у которых в организме по какой-то причине остались следы «запрещенных веществ» (например, лекарств). «Это откроет возможность для недобросовестных сотрудников правоохранительных органов подтасовывать результаты анализов, пользуясь тем, что ничтожно малые, следовые количества веществ, содержащихся в лекарственных препаратах, могут "накинуть" шесть лет лишения свободы»,— считает господин Шкуматов. В эффективности поправок сомневается и глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев: «Как профилактическая мера это вряд ли поможет. Пьяными за руль садятся те, кто уверен в своей безнаказанности, либо люди просто неадекватные».

Иван Буранов