Marvel’s Avengers выходит через месяц, но уже сейчас претендует на все свободное время и отправляет на героические подвиги как на работу. «Лента.ру» поиграла в бета-версию долгожданной игры про «Мстителей» и рассказывает о том, какой получится игра про главных супергероев планеты.

В Сан-Франциско лето. В разгар праздника «День М», названного, как нетрудно догадаться, в честь «Мстителей», вместо обязательного салюта в честь героев вдруг гремят взрывы. Отложив торжественные речи, шампанское и селфи с фанатами, герои начинают настоящую городскую войну: невесть откуда взявшиеся наемники уже заняли мост Золотые ворота и планируют захватить летающий авианосец — главную передвижную супергеройскую базу. Тор, Железный Человек, Халк, Капитан Америка и Черная Вдова тут же дают отпор.

В первые 15 минут под управлением игрока по очереди окажутся все ключевые герои из классического состава «Мстителей» (минус Соколиный Глаз — его планируют добавить в игру позже). Стоит приноровиться к управлению каждым из них по очереди, как сцена завершается триумфальным выходом злодея Таскмастера (если бы не коронавирус и перенос фильма «Черная вдова» на позднюю осень, его бы уже и на киноэкранах показали) и первым большим сюжетным поворотом: привезенный наемниками газ под названием терриген превращает Сан-Франциско в карантинную зону и дарует сверхспособности обычным людям.

После такого провала «Мстителей» официально распускают, а их деятельность настрого запрещают. Опальные герои по одиночке отправляются в добровольное изгнание, а Капитан Америка бесследно пропадает. Впрочем, это классический трюк: за почти 60-летнюю историю «Мстителей» с такой завязки начиналась чуть ли не половина комиксов.

Модель или подделка

Видеоигра по «Мстителям» была неизбежна. Почти восемь миллиардов долларов в международном кинопрокате, невообразимые суммы продаж игрушек и сопутствующих товаров — даже странно, что, исключая прошлогоднюю игру для Nintendo Switch, возможности сидя на диване собрать собственную команду супергероев пришлось ждать восемь лет.

Тут, разумеется, есть подвох. Все герои игры выглядят так, будто все это нелегальный студенческий ремейк блокбастера Marvel: ни один из «Мстителей» не похож на своего актера из киновселенной ни внешностью, ни голосом. Связано это, предположительно, с юридическими тонкостями актерских контрактов — условный Крис Эванс изображает Капитана Америку в кино от Disney, но на игры под эгидой Marvel он своего согласия не давал. В итоге главные герои на групповых планах выглядят как группа мятежных каскадеров, выгнавших исполнителей главных ролей с площадки.

К «новым» старым героям трудно привыкнуть и через час, и через два даже несмотря на отличную работу актеров озвучивания — Халка и Черную Вдову, к примеру, за микрофоном играют Трой Бейкер и Лора Бэйли, в этом году отметившиеся ключевыми ролями в The Last of Us Part II. А Железного Человека играет бессменный голос шутника Нэйтана Дрейка из серии игр Uncharted — Нолан Норт. И даже несмотря на этот безупречный кастинг, привыкнуть к голосам и внешности быстро не получается. То есть да — Халк в игре большой и зеленый, как положено, но как будто не такой большой, как надо, и не того оттенка.

Бесконечная история

Бета-версия встречает игрока двумя сюжетными миссиями: ознакомительной прологовой (описана выше) и второй, где молодая супергероиня Мисс Марвел (не путать с Капитаном Марвел — таково уж наследие обширной истории комиксов) на пару с Халком ищут в джунглях беглого Тони Старка. После этих двух сравнительно неплохо поставленных фрагментов Marvel’s Avengers отдает в распоряжение летающую базу «Мстителей» и около десятка дополнительных внесюжетных заданий. И именно тут становится понятно, какую игру Square Enix собирается выпустить в сентябре — бесконечную.

Помимо более-менее срежиссированных миссий, продвигающих сюжет, в игре есть дополнительные задания, которые выглядят как уровни из приставочных игр середины 90-х. Герои бегут (кто-то прыгает или парит в воздухе), после чего дерутся с пачкой противников. Переходят (перепрыгивают и перелетают) в следующую комнату, где сражаются с теми же противниками. В конце миссий надо либо победить босса, либо удержать под контролем несколько объектов, либо что-нибудь быстро сломать, пока враги не задавили количеством.

Казалось бы, драться в игре про «Мстителей» должно быть не просто интересно, это должен быть завораживающий опыт, возможность каждый вечер смотреть десять-двадцать новых экшен-сцен, поставленных братьями Руссо. На деле оказывается не так: боевая система неотзывчива и заторможена, а любая массовая разборка через 30 секунд превращается в мешанину из спецэффектов суперспособностей, молний, искр и взрывов, вгоняющих в глубокую кому даже PS4 Pro.

«Не подвиг, но что-то героическое в этом есть» В награду за совершенные подвиги выдают опыт, то есть новые уровни и доступ к новым способностям и более сложным миссиям. На самих миссиях из сундуков выпадают предметы экипировки, микроскопически улучшающие характеристики, и несколько типов ресурсов, которые требуются на улучшение тех или иных предметов или для покупки новых косметических предметов: костюмов, героических жестов и именных карточек.

За всем этим разнообразием обмундирования, статусов и цифр (а в игре ведь еще можно собирать серии комиксов для каждого персонажа и накапливать таким образом уникальные бонусы!) уже сейчас чувствуются долгие сотни часов монотонного молотилова или спущенные на встроенные покупки месячные зарплаты. Уже на стадии бета-версии Marvel’s Avengers утомляет масштабом и деталями. Лучшие игры жанра всегда держат несколько крючков для игрока на расстоянии пятиминутного усилия: еще одну миссию, еще пару побежденных врагов, еще одно испытание. Однако игра Square Enix вываливает все перспективы на недели и месяцы вперед сразу и со всеми деталями.

Участвовать во всем этом довольно монотонном процессе можно в гордом одиночестве (тогда за соратников будет играть компьютер) либо с привлечением незнакомцев или друзей. Интереснее не станет ни в одном случае: компьютерные напарники играют безошибочно и методично, незнакомцы либо торопятся добраться до финала миссии, либо наоборот — исследуют каждую кочку по десять минут, а друзья во время разговоров по голосовой связи глушат сюжетные переговоры персонажей.

***

Уже примерно лет семь игры отказываются заканчиваться. Вместо финальных титров и места на полке (как вариант — страницы на сайте объявлений) потоком идут обновления, сезоны, подписки и расширения. Чуть ли не каждая новая игра претендует на все свободное время игрока — будь то карикатурные пострелушки в Fortnite, военные операции в Call of Duty: Warzone, космические приключения в Destiny 2, абордажи в Sea of Thieves, оборона Вашингтона в The Division 2 или — как более поучительный пример — сражение в провальной Anthem с желанием выкинуть приставку в окно.

Маркетологи игровых компаний придумали для этих бесконечных историй название «игра-сервис». В «игру-сервис» можно играть сутками напролет или зайти раз в неделю — в ней все равно будет чем заняться. «Игру-сервис» можно забросить на год (предположительно ради другой «игры-сервиса») и вернуться, обнаружив сотни поправок и дополнений, новых героев, новые вещи, новые задания и иногда — перестроенные с нуля игровые системы.

Для многомиллиардных компаний это лучший сценарий — на производство и рекламу игр в последние годы уходят запредельные денежные суммы и человеческие усилия. Зачем разрабатывать две или три, если можно выпустить одну и годами дополнять ее до недосягаемого совершенства, чтобы через год-полтора она была уже собственным продолжением, просто без цифры в названии.

Marvel’s Avengers остался месяц до выхода, и уже по недоукомплектованной бета-версии видно, что это будет за игра: дорогой и крупный «сервис», бесконечно дополняемый героями, заданиями, предметами, сюжетными расширениями и прочим. Будут ли в нее играть те, кто придет геройствовать, а получат супергеройский менеджер, в котором надо копаться в инвентаре, разбираться с цифрами и собирать хлам по углам, — большой вопрос.

Иван Талачев