Продолжение знаменитого хардкорного «рогалика» наконец-то вышло в свет. О том, как мы отправились в экспедицию по суровым подземельям Spelunky 2 и умудрились не сгинуть там насовсем — наш материал

Жанр Экшен-платформер

Издатель Mossmouth

Разработчик Mossmouth, Blitworks

Системные требования Процессор Intel Core 2 Quad Q9400 2,6 ГГц / AMD Athlon 3000G 3,5 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 750 Ti / AMD Radeon R7 265, 600 Мбайт на накопителе, интернет-соединение, операционная система Windows 10, для комфортной игры рекомендуется использовать геймпад

Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i5-4690K 3,5 ГГц / AMD Ryzen 7 1700 3,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 660 / AMD Radeon HD 7850, 20 Гбайт на накопителе

Дата выхода 29 сентября 2020 года

Возрастной ценз Не определён

Платформы PC, PS4

Играли на PC

Годы летят и для бесстрашных искателей приключений — вот и безымянный красноносый герой из Spelunky повесил на крючок шляпу и хлыст. Но покрыться толстым слоем пыли им было не суждено: эстафету принимает дочка отошедшего от дел «археолога», Ана. А вместе с ней набралась целая команда очаровательных авантюристов, от классического исследователя в пробковом головном уборе до человекоподобного робота Лайзы, готовых вдоль и поперёк избороздить красочные подземелья. Но не стоит доверять обаятельной графической составляющей. Spelunky 2 сурова и беспощадна!

Жестокий новый мир

Фундаментальный игровой принцип сиквела недалеко ушёл от основ оригинала. Это всё тот же платформер старой школы, где с каждой новой попыткой сноровистей и ловчей становится не персонаж, но игрок. Бесценный (и болезненный) опыт зарабатывается в разнообразных подземельях, где беспристрастная генерация случайно расставляет врагов, ловушки, магазины, секреты и добычу в виде алмазов, рубинов, изумрудов и золотых слитков.

Локации разнообразные: от простых и привычных подземных шахт до металлургических заводов и живописных водных миров с элементами азиатской эстетики. Каждому художественному решению, само собой, присущи свои особенности, усложняющие жизнь игроку: в ледяных чертогах искателей приключений встретят недоброжелательные йети, скользкие поверхности и взрывные мины; в джунглях агрессивные аборигены приветствуют исследователей разящими наповал бумерангами, а фауна — летящими на таран москитами и огромными пауками; в то время как на заводе угрозу представляют бассейны с раскалённой сталью, роботы и огнедышащие собаки…

Но не всё в игре пытается нас убить — хозяева магазинов, например, надеются ещё и нажиться на состоятельном исследователе. За умеренную плату продавцы готовы предоставить подспорье в выживании: парашют, спасающий при падении, скелетный ключ, подходящий ко всем замкам, компас, указывающий на выход, а ещё — липкую пасту, чтобы закреплять бомбы на вертикальных поверхностях. Или же — расширение арсенала: лук, дробовик, кирку, замораживатель и многие другие средства самообороны. И, конечно, как обойтись без модных аксессуаров: очков, видящих ценности в толще породы, ботинок с усилителями прыжка и скалолазных перчаток. Ассортимент также позволяет пополнить столь необходимые запасы бомб и верёвок.

Кроме торговцев, есть ещё и откровенные шарлатаны, предлагающие за плату кинуть игральные кости. Повезёт выбросить больше шести — будет приятный презент. Чаще — не везёт...

Очаровательный хаос

Отчасти от удачи зависит и прохождение. Генерируемые подземелья особо не церемонятся с игроком и ситуация, когда не успеваешь появиться на уровне, а в тебя уже летит стрела, в ближайшем кувшине поджидает змея, а пара летучих мышей с самонаведением уже приготовили клыки для атаки — обычное дело. В таком деликатном положении даже ловкость пальцев не всегда выручает.

Однако в большинстве случаев стоит полагаться не только на скорость реакции, но и на искусство планирования. Спокойно осмотреть местность, заметить всех притаившихся врагов, увидеть все смертельные ловушки, рассчитать траекторию движения и уверенной поступью пробежать к выходу — как оказалось, не самая плохая идея. Как и просто метнуть бомбу в пол и пройти к цели напрямик.

В Spelunky 2 организован неограниченный простор для безумных (и не всегда запланированных) экспериментов. Нашёл телепорт, прыгнул — оказался в яме с пиками; кинул бомбу, она отскочила не туда — зато взрывом открыло потаённую комнату. Захотел проверить, затопит ли магмой врагов, если подорвать естественный ограничитель — сгорел сам. Никто не запрещает, скажем, ограбить продавца — кроме самого работника коммерческой сферы, конечно, — он будет ожесточённо отстреливаться при малейшем намёке на посягательство на своё добро. Или же, например, разбить подозрительно зловещую урну и посмотреть, что произойдёт (ничего хорошего). Изучать локации в таком ключе невероятно увлекательно.

С другой стороны — в какой-то момент постоянные сюрпризы начинают мешать, собственно, прохождению. Можно идеально пробежать несколько комнат, чтобы потерять все четыре жизни на внезапно выскочившем из разбитой вазы скорпионе. Бывает и ещё обиднее — когда идеально выполненная комбинация прыжков над кипящим жидким металлом неожиданно обрывается праздно вылетевшим из раскалённого бассейна магмовым сгустком…

Тут уже безусловно радует, что в Spelunky 2 предусмотрены срезки — пройдя локацию, герой встречает ответственную за рытьё тоннелей исследовательницу. За небольшую плату она готова слегка ускориться (говорит, правда, что на деньги обновит инструменты, но как-то уж больно часто они у неё ломаются). Несколько таких встреч — и начинать с самого начала (а позже и с середины) уже не придётся.

Главное — пользуясь короткими путями, не потерять форму, ведь в дополнительных развлечениях вроде ежедневных испытаний никаких поблажек не будет. Пощады не будет и на арене, где четыре игрока сходятся в ожесточённых схватках за место на пьедестале. Увы, пока что эта забава доступна только для игры с ботами или за одним компьютером.

***

А в целом, Spelunky 2 оказалась тем, что от неё и ожидали: сложным, слегка безумным, мило нарисованным и невероятно весёлым платформером.

Достоинства:

хороший платформер старой школы — приличный вызов навыкам;

простор для самых диких экспериментов;

прелестный визуальный стиль.

Недостатки:

генератор уровней порой уж слишком беспощаден;

кооператив для Steam-версии запаздывает.

Графика

Красочные уровни, яркие эффекты и обаятельный дизайн персонажей — что ещё нужно платформеру для визуального счастья?

Звук

Музыкальное фоновое сопровождение — незамысловатые милые мелодии, без запоминающихся изысков.

Одиночная игра

Хардкорный платформер с огромным простором для экспериментов — отличный выбор для истосковавшихся по суровым испытаниям.

Коллективная игра

На PC коллективная игра возможна только на одном экране. Полноценный сетевой мультиплеер с кооперативом появится позже.

Общее впечатление

Сложная, разнообразная и весёлая, Spelunky 2, может, и не ставит новых высот для жанра, но ловко совершенствует формулу предшественницы.

Оценка: 8,0/10