Министерство промышленности и торговли прорабатывает возможность увязать программы поддержки спроса на новые автомобили с ограничением сроков эксплуатации старой автотехники. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в борьбе за безопасность необходимо уделять больше внимания срокам службы транспортных средств. В России слишком много автобусов, грузовиков и прочих автомобилей, которые давно выработали свой ресурс и служат уже не один десяток лет. Старый автопарк отрицательно сказывается на экологии, может спровоцировать ДТП на дорогах, а также вредит имиджу отечественного автопрома. Насколько такие утверждения верны и действительно ли старая машина может быть опасной?

Сколько в России старых машин?

По данным аналитического агентства «Автостат», по состоянию на середину 2021 года в нашей стране числилось почти 60 млн единиц транспорта. Средний возраст парка составляет более 15 лет. Всего в РФ насчитывается 2,7 млн автомобилей, выпущенных до 1987 года, — то есть тех, которым исполнилось 35 лет и больше. Из них 40% приходится на легковые автомобили граждан, 32% — на мотоциклы, 15% — на грузовики. 13% «старого» парка занимают автобусы, коммерческие фургоны и прицепы. И на эти 13% действительно выпадает основная доля риска.

Самым проблемным местом для 35-летних автомобилей является их кузов. В результате длительных циклических нагрузок структура металла теряет свою однородность. Возникают сдвиги материала, и в местах наибольших нагрузок образуются так называемые усталостные разрушения, трещины и растяжения. Поэтому даже при хорошем обслуживании и своевременной смене масел, фильтров и прочих расходников автомобили могут иметь скрытые серьезные повреждения кузова и элементов подвески, а также силовой структуры.

Усталостные разрушения

Чем выше была нагрузка на машину, тем усталостные повреждения обширнее. К примеру, на старых ГАЗ-24 «Волга» часто можно видеть нарушения сварных соединений деталей кузова и лонжеронов рамы, трещины на стойках ветрового окна, глубокие вмятины на панели стойки ветрового окна, что приводит к перекосу проема ветрового окна.

Нередко на «Волгах», проездивших по отечественным дорогам не одну сотню тысяч километров, фиксируются отрыв кронштейна переднего сиденья, деформация водосточного желоба, отрыв стоек кормы в местах крепления или трещины на стойках.

Аналогичная ситуация характерна и для других автомобилей. На иномарках встречается ослабление или обрыв сварных соединений, выполненных по технологии точечной сварки. В конструкциях кузовов обычно предусматриваются усиления отдельных участков дополнительными деталями и ребрами жесткости. Однако в процессе длительной эксплуатации кузова и в процессе его ремонта отдельные детали теряют жесткость.

Все эти неисправности приводят к общему снижению сопротивления кузова нагрузкам и невозможности обеспечивать прежние характеристики транспортного средства.

Коррозия металла

Второй бич кузова — коррозия. Она возникает из-за окисления деталей вследствие контакта с водой и соляными растворами для уборки снега на дорогах.

Коррозионные разрушения на кузове встречаются также в результате контакта стальных элементов кузова с деталями, изготовленными из некоторых других материалов.

Так, при контакте стали с полиизобутиленом скорость коррозии металла в сутки составляет 20 мг/м, а при контакте этой же стали с силиконовым каучуком — 321 мг/м в сутки. Этот вид коррозии наблюдается в местах постановки различных резиновых уплотнителей, в местах прилегания к кузову хромированных декоративных элементов, таких как ободки фар, накладки на бампер и капот.

Есть в машине и так называемое контактное трение, встречающееся при одновременном воздействии коррозионной среды и механического трения при колебаниях двух поверхностей из металла. Этот вид коррозии встречается в петлях дверей, в местах крепления крыльев к корпусу, в деталях подвески, принимающих на себя высокие нагрузки от дороги.

На любом автомобиле в течение первых 15 лет в результате коррозии и усталостных нарушений кузов теряет жесткость на 30%, а в последующие 15 лет снижение достигает примерно 45% от первоначальной жесткости.

Между тем мотор и трансмиссия могут находиться в превосходном состоянии, благодаря чему водитель может разгоняться на старой машине до сравнительно высоких скоростей. Но кузов уже не может обеспечивать штатную управляемость.

Грузовики и автобусы подвержены более серьезным повреждениям несущей рамы, которая иногда деформируется. Ездить на таких транспортных средствах регулярно опасно.