Подорожание бензина заставляет автомобилистов обращать внимание на недорогой девяносто второй бензин. По сравнению с АИ-95 цены на него стабилизировались и не растут также стремительно, как на дорогие сорта топлива. Более того, сейчас на рынке появились турбированные автомобили, такие как Renault Duster и Arkana и некоторые китайские модели, которые указывают на лючках бензобака — min 92. Этот маркетинговый трюк настораживает. Что же будет с моторами, если в бензобак действительно начать заливать низкооктановое топливо?

Расчетный бензин

Необходимо различать двигатели, которые рассчитаны на девяносто второй бензин, и те моторы, что изначально конструировались под более дорогие сорта топлива. Автомобильный парк России на 70% состоит из автомобилей старых конструкций, двигатели которых изначально спроектированы для потребления девяносто второго бензина. Это ВАЗ-2114, 2107, 2109, 2110, а также Лады 4×4, Priora, Granta и пр.

Сейчас времена другие, и подавляющее большинство атмосферных и турбированных двигателей разрабатываются под АИ-98 или даже под АИ-100 пятого экологического класса. Именно с таким топливом можно достигнуть высокой мощности при снижении выбросов вредных веществ в атмосферу. С этими сортами бензина моторы проходят сертификацию. Однако все понимают, что в реальной жизни мало кто из автомобилистов будет постоянно заливать дорогой АИ-98 в бак. Строгие требования к сорту топлива способны сказаться на продажах. Поэтому производители идут на хитрость.

На лючках бензобаков Hyundai Solaris и Kia Rio можно встретить надпись «min 92». Заигрывают с покупателями и маркетологи Renault, которые для моделей Duster и Arkana с 1,33-литровым турбодвигателем, разработанным в сотрудничестве с Mercedes-Benz, указывают девяносто второй. Подобную надпись можно увидеть на машинах Chery с турбированным 197-сильным двигателем. Неужели низкооктановый бензин им не вредит?

Как работает защита двигателя?

Главный вред от низкооктанового топлива — это детонации в камерах сгорания. Детонации это очень опасные для мотора процессы воспламенения топлива. Низкооктановое топливо не выдерживает высокой степени сжатия, и возникает вспышка не от свечной искры, а из-за нарастания давления. Причем происходит она где-нибудь сбоку поршня или у клапана в тот момент, когда поршень еще не достиг верхней «мертвой точки». Тогда взрывная волна внутри камеры бьет ему в противоход, да еще и под углом к горизонтальной плоскости. В итоге, возникают дополнительные нагрузки, поршни тормозятся, их юбки бьются о стенки цилиндров, возникают задиры, а при дальнейшем росте температуры происходит частичное оплавление поршня и залегание колец.

Впрысковые двигатели с электронной системой зажигания и приготовления смеси имеют защиту. Производители вносят в Блоки управления (ЭБУ) программные алгоритмы, перенастраивающие зажигание, благодаря чему детонаций удается избежать.

Если водитель начнет заливать, положим, АИ-95 вместо расчетного АИ-98, то датчик детонаций определяет начало процессов неправильного сгорания топлива и перенастраивает зажигание. Этот датчик улавливает детонационные вспышки и дает команду на смену угла опережения зажигания. Как результат, детонации прекращаются, но мощность мотора заметно снижается.

Ездить можно, хотя полной гарантии от детонаций эта программная защита не дает, в особенности, если начать активно ездить на АИ-92 вместо АИ-98.

Как «убить» мотор девяносто вторым бензином?

Режим детонаций проявляется чаще всего при высоком давлении, которое нарастает вместе с оборотами. Чем быстрее вращается коленвал, тем выше нагрузки на все части силового агрегата. Поэтому при езде на АИ-92 необходимо дозировать тягу и стараться не допускать перехода стрелки тахометра через границу в 2,5 тыс оборотов. В этом случае детонаций почти не происходит, и ресурс двигателя не снижается.

Если же начать ездить быстро и раскручивать мотор до «красной зоны», то велик риск возникновения детонаций. Электроника будет вмешиваться в работу силового агрегата, корректировать зажигание, но эти вмешательства всегда происходят постфактум, то есть уже после срабатывания датчика детонаций, а значит, после начала разрушительных процессов неправильного сгорания топлива в камерах сгорания. Во время спортивного драйва на девяносто втором бензине такие детонации будут время от времени появляться, что неизменно сказывается на состоянии двигателя. Даже одной детонации хватит для появления задира, не говоря уже о целой серии подобных вспышек.

В этом случае срок службы двигателя стремительно сокращается. Уже через месяц активной езды можно увидеть из выхлопной трубы темный дым. Он свидетельствует о залегших кольцах и потере компрессии в одном из цилиндров.

В общем, если водитель любит активный стиль езды, ни о каком девяносто втором бензине лучше не помышлять. Самый лучший драйв дает АИ-98 или АИ-100, потому как именно при их использовании электроника переходит к идеальным настройкам и позволяет двигателю достигнуть максимальной расчетной мощности без риска детонаций.