При обслуживании автоматической трансмиссии многие водители забывают сделать простую техническую операцию, из-за чего ресурс коробки резко снижается. Что же это за операция и как ее выполнять?

Второй фильтр

Автоматическая коробка передач имеет сложную конструкцию. В отличие от роботизированных трансмиссий и вариаторов, гидромеханический «автомат» функционирует за счет правильной работы масла. Эта рабочая жидкость при нарастании давления переключает те или иные клапаны в плите гидроблока, благодаря чему включаются нужные фрикционы и срабатывают планетарные шестерни. В общем, работоспособность «автомата» зависит от качественного масла.

Трансмиссионное масло в коробке передач рассчитано на весь срок службы машины. Но, как правило, после 100 тысяч километров пробега масло загрязняется продуктами износа механических частей «автомата», отчего его свойства резко ухудшаются. Управляющая система начинает работать с перебоями, из-за чего возможны задержки с переключениями и рывки.

Поэтому рекомендуется на машинах с большими пробегами менять масло в коробке через каждые 50-60 тысяч километров. Вместе с маслом меняется внешний фильтр, но не все знают, что в коробке имеется еще и внутренний фильтр грубой очистки, который не каждый мастер спешит заменить. И эта мелочь может иметь для трансмиссии опасные последствия.

Быстрая смерть «автомата» на морозе

Внутренний фильтр отлично останавливает грязь, но при высокой загрязненности масла быстро теряет пропускную способность. Если внутренний фильтр не менялся около десяти лет, то зимой при снижении температуры ниже −10 градусов «автомат» рискует выйти из строя. Прокачиваемость масла ухудшается, увеличивается вязкость, из-за чего грязный фильтр может устроить коробке масляное голодание. Комплекс негативных факторов может привести к повреждению коробки.

В первые минуты холодного пуска густое масло не может быстро проходить через загрязненный фильтр, давление жидкости резко снижается, отчего коробка начинает работать на износ. Самое опасное, когда водитель на непрогретой машине решается выехать из сугроба и начинает буксовать. Тогда при недостаточном давлении масла резко увеличивается выработка фрикционов, которые еще больше загрязняют рабочую жидкость. «Автомат» в этой ситуации может выдать ошибку и перейти в аварийный режим.

Где находятся фильтры в «автомате»?

В общем, при обслуживании «автомата» на автомобилях с пробегами свыше 100 тысяч километров нельзя забывать о смене внутренних фильтров и о прочистке картера трансмиссии. Если при смене масла в нем обнаружится осадок от изношенных фрикционов, то необходимо, помимо смены внешнего фильтра, обязательно прочистить и фильтр грубой очистки. На старых машинах фильтр представляет из себя простую мелкую сетку, а на современных авто внутренний фильтр изготавливают с использованием фетрового двухслойного материала, который помещается в отдельном поддоне.

На некоторых машинах имеется еще и третий фильтр, представляющий из себя несколько магнитов, расположенных рядом друг с другом. Они улавливают металлическую стружку и вытягивают ее частицы из циркулирующего масла. Естественно, что при большом количестве стружки такие фильтры перестают выполнять свои функции.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Как по цвету масла определить неисправность мотора?На многих современных машинах все внутренние фильтры находятся внизу коробки в съемном поддоне, который снимается в течение нескольких минут. Операция эта несложная, однако чрезвычайно полезная для техники. Вычистить магниты можно простой щеткой, после чего поддон хорошо промывается.

Фетровый фильтр меняется на новый. При этом необходимо подбирать фильтр по каталогам производителей и не устанавливать подделки. Материал фильтра имеет свою пропускную способность, и при нарушении циркуляции жидкости в «автомате» может возникнуть масляное голодание. Тогда некачественный фильтр тоже может «убить» «автомат».