Некачественные сорта топлива остаются бичом для автомобилистов. Их использование грозит большими проблемами для техники. Как научиться опознавать бензиновые суррогаты?

По данным Росстандарта, в России снижается количество контрафактного бензина. В прошлом году число нарушений на АЗС сократилось более чем в два раза. Однако и сейчас 12 % топлива оказывается ненадлежащего качества. А это значит, что каждая десятая заправка бензином может нести потенциальную угрозу технике.

Суррогаты разного качества

«Вред от суррогатного топлива отличается в зависимости от тех примесей, что туда намешаны», — рассказывает технический эксперт CarFix Олег Чирков. Хорошие подделки безвредны. Всевозможные присадки можно открыто приобрести по прейскурантам химических компаний. Обычно достаточно 11 % химической смеси из ароматических углеводородов и сложных эфиров, чтобы вытянуть из АИ-92 «девяносто пятый». В подавляющем большинстве случаев контрафактный бензин изготавливают из тех же компонентов, что и настоящий, лишь путаясь в нормах пропорционирования присадок. Но в некоторых случаях «бодяжат» «восьмидесятые» сорта.

Автомобиль на таком пойле ездит относительно неплохо, но со временем начинаются проблемы. Засоряется топливная магистраль, образуются пригары и отложения на клапанах и форсунках. Все они незаметны для обывателя и устранимы.

Но существуют и совсем дикие способы изготовления контрафакта, грозящие быстрыми поломками мотора. Некоторые «колхозные химики» пользуются комплексом запрещённых для топлива веществ. К примеру, нафталин повышает октановое число аж на 5-6 единиц. Полученную жижу выдают за АИ-92. После заправки может выйти из строя бензонасос (или форсунки инжектора) и образуется смертельный нагар внутри силового агрегата.

Соединения бензола более дружелюбны к мотору, и их доливают для смягчения последствий после растворения нафталина. Но самый простой и дикий способ — это долить ацетон. Он повысит октановое число, однако смесь начнёт растворять резиновые уплотнители и патрубки, забивая продуктами распада двигатель и топливную систему. После вскрытия мотора внутри можно обнаружить тяжелый черный осадок.

Продаются такие «сорта» топлива обычно у частников в канистрах. Рядом может стоять бочка, где и происходит чудесное «превращение свинца в золото». Но на стационарных АЗС сомнительного вида тоже можно нарваться на смертоносный бензин. Как его распознать? Подделка определяется по цвету, запаху и даже на ощупь.

На запах и цвет

Сначала нужно купить несколько сортов бензина гарантированно высокого качества. Потом отлить немного по разным пробиркам и плотно закупорить во избежание утечки. Эти образцы помогут для контрольной сверки.

Хороший бензин обычно имеет бледно-жёлтый цвет, в пробирке становится почти бесцветным. Контрафакт обычно гораздо темнее. Коричневатая жижа — это признак присутствия анилина, который категорически запрещён. Он влияет на образование смол при сгорании. Ароматические углеводороды делают бензин жёлтым. Другими словами, если бензин АИ-95 не бледно-желтый, то он не является качественным.

Эффективнейшей лабораторией по определению качества бензина является нос, а вернее, способность чувствовать оттенки запаха. Прислушиваясь к органам обоняния, можно распознать десятки и даже сотни химических примесей. Таким же образом, кстати, виноделы определяют качество своей продукции.

Нехитрый анализ потребует нескольких капель продукта. Если чувствуется сероводород, нафталин или сера, то такой бензин должен насторожить. Но для более точного определения всё же стоит сначала запомнить, как пахнет качественный бензин.

Самый простой способ определить плотность топлива — это капнуть его на руку. Если капелька не расползается и собирается в масляное вязкое пятнышко, то это верный признак присутствия добавок. Дополнительная капелька из припасённой колбочки с верным сортом бензина позволит ощутить разницу.

Если же хочется ещё проверок, то после нескольких сотен километров можно выкрутить свечу из двигателя и посмотреть на цвет пригара. Если он красный, то это признак ферроценов, популярной присадки у «серых» продавцов. Такой же красный нагар образуется и внутри мотора.

Откуда же поступает некачественное топливо на стационарные АЗС? Обычно бензин, выходящий с нефтеперерабатывающих заводов, соответствует всем нормам. Но его разбавляют на нефтебазах или при транспортировке на бензовозах. «Наиболее опасный контрафакт имел раньше военные корни, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Топливо для спецтехники списывали какими-то странными способами, а потом „бодяжили“ с помощью дешёвых присадок».

Чтобы обезопасить себя, лучше пользоваться проверенными АЗС распространённых топливных сетей и сохранять чек до следующей заправки.