На прошлой неделе восточноазиатское подразделение Greenpeace подготовило рейтинг самых простых и самых сложных в ремонте смартфонов, планшетов и ноутбуков. В список попали 44 модели самых продаваемых устройств в 2015–2017 годах, в нем фигурирует 17 брендов. Выяснилось, что легче всего починить продукцию компаний Fairphone, Dell и HP, в то время как устройства Apple, Samsung и Microsoft зачастую не так просто или практически невозможно отремонтировать.

В процессе составления рейтинга организация основывалась на оценках интернет-портала iFixit, при выставлении которых учитываются следующие характеристики: простота вскрытия устройства и замены основных компонентов, наличие съемных аккумулятора и экрана, возможность приобрести запасные части, наличие инструкции по обслуживанию и ремонту. Протестировав электронные устройства, эксперты пришли к выводу, что проще всего самостоятельно починить смартфоны брендов Fairphone, LG и Xiaomi, планшеты — HP, LG и Acer, ноутбуки — HP, Dell и Samsung.

Лидером по простоте ремонта среди смартфонов была признана модель Fairphone 2 (10 из 10 возможных баллов). При необходимости устранить неисправности пользователь без особого труда и дополнительных инструментов может открыть устройство, извлечь и отделить друг от друга внутренние детали. Антилидерами были признаны Samsung Galaxy S7 Edge и Samsung Galaxy S7 (3 из 10 баллов), самостоятельный ремонт которых практически невозможно провести из-за отсутствия доступной инструкции по эксплуатации и невозможности купить сменный аккумулятор. Кроме того, замена стекла влечет за собой повреждение экрана, при ремонте USB-порта требуется снятие дисплея.



Самым простым для самостоятельного ремонта планшетом был признан HP Elite X2 1012 G1 (10 из 10 баллов) — в наличии имеется инструкция по эксплуатации, сменные комплектующие, вскрытие планшета не требует дополнительных усилий и инструментов из-за стандартных шурупов, флеш-накопитель легко заменяется. Единственным минусом модели является невозможность заменить модуль оперативной памяти — она впаяна в материнскую плату. В случае поломки планшета Microsoft Surface Pro 5 пользователю проще выкинуть устройство, чем самостоятельно его починить,— планшет набрал всего один балл. Встроенные SSD-накопитель и аккумулятор трудно извлекаются из-за сильного крепления, а нестандартные разъемы делают процесс снятия дисплея практически невозможным. Авторы исследования также отмечают хрупкость стекла передней панели. Кроме того, большинство комплектующих этой модели планшета скреплены между собой и припаяны к корпусу.



Лидерами рейтинга ноутбуков по простоте починки стали Dell Latitude E5270 и HP EliteBook 840 G3, набравшие 10 из 10 баллов. Компоненты этих устройств, в том числе тачпад и клавиатура, аккумулятор, экран, SSD-накопитель и оперативная память, могут быть заменены или отремонтированы. Производители также снабжают пользователей инструкцией по обслуживанию и ремонту. Противоположными характеристиками обладают ноутбуки Microsoft Surface Book, Retina MacBook 2017 и MacBook Pro 13 Touch Bar 2017 (Apple) — в случае с ними пользователю также проще приобрести новый ноутбук, чем попытаться устранить неисправности. Например, в докладе отмечается, что в комплектацию ноутбуков Apple не входят инструкции по ремонту и запасные детали. Процессор, оперативная память и флеш-память впаяны в материнскую плату, что делает невозможной их замену. Кроме того, в процессе починки может быть поврежден экран. Одним из плюсов составители отмечают легкость извлечения тачпада. В модели Retina MacBook 2017 составители рейтинга указывают на дороговизну замены экрана ультравысокой четкости, а также отсутствие дополнительного защитного стекла. Процессор и оперативная память Microsoft Surface Book также впаяны в материнскую плату, однако SSD-накопитель легко извлекаем. В целом, для замены большинства деталей требуется их демонтаж из материнской платы.



Составители рейтинга, проанализировав устройства, отмечают, что самым трудным для ремонта комплектующими являются экран и аккумулятор — в 30 из 44 тестируемых гаджетах замена экрана представляет собой трудоемкий процесс либо стоит очень дорого. Простота изъятия и замены аккумулятора выявлена только в 14 устройствах, в остальных случаях требуются дополнительные инструменты. Между тем именно экран и аккумуляторы являются самыми уязвимыми местами смартфонов, планшетов, навигаторов и электронных книг — в сентябре 2016 года аналитики «АльфаСтрахование» опубликовали отчет, согласно которому 24% страховых случаев приходится на экран, на аккумулятор — 22%. В процессе подготовки использовалась статистика страховых случаев с гаджетами в 2013–2016 годах.

Еще одним неутешительным выводом является отсутствие доступных инструкций по эксплуатации и возможности приобрести запасные части. Только три из 17 брендов предоставляют такую возможность — Dell, Fairphone и HP.

В целом, организация надеется, что производители учтут недостатки при разработке новых моделей, сделав их более ремонтопригодными. Эти меры, по мнению организации, продлят срок службы устройств, что снизит негативное влияние на экологию, вызванное производством и утилизацией электронного оборудования.

Напомним, в январе 2017 года Greenpeace представила отчет об использовании возобновляемых источников энергии для поддержки дата-центров технологических компаний. В частности, самыми экологичными были признаны центры обработки данных Apple, Google и Facebook, самыми «грязными» — Netflix, Amazon и Samsung.

Евгения Чернышева