Министерство транспорта планирует разработать новый стандарт контроля за состоянием водителей. С 2021 года водителей пассажирских автобусов и, возможно, таксистов могут обязать использовать средства для предупреждения засыпания за рулем. Об этом со ссылкой на сообщение Минтранса пишут «Ведомости».

Над созданием систем контроля состояния водителей работают многие автомобильные концерны. Например, существуют устройства, которые регистрируют наклон головы человека, находящегося за рулем (в случае если водитель попытается заснуть, они издают характерный звуковой сигнал). Также есть устройства, которые следят за движением глаз — приборы регистрируют характерные плавающие движения глазных яблок и увеличение временных отрезков, во время которых глаза водителя закрыты.

В России сейчас тестируются прототипы подобных девайсов. Один из них — это специальный противосонный браслет на руку, работающий с применением методов электромиографии (диагностический метод оценки состояния нервно-мышечной системы, основывающийся на фиксации и исследовании электрической активности мышц и периферических нервов). Что представляет собой противосонный браслет?

Как рассказал АиФ. ru кандидат психологических наук, сомнолог-консультант Алексей Мелехин, участвовавший в разработке браслета, аналогичные девайсы уже давно существуют за рубежом. Их например, используют в своих машинах концерны BMW и Lexus.

«Эти браслеты фиксируют несколько показателей: насыщение крови кислородом и пульс. Благодаря такому браслету мы можем минимизировать усталость и различные астенические проявления — недосып и пр. Браслет фиксирует данные и дает индикацию, что есть, например, вероятность ДТП», — говорит Мелехин.

По его словам, устройство оснащено датчиком, который считывает данные с поверхности тела. «По большей части эмоциональное состояние [водителя] оценивается по этим двум индексам — датчик показывает, есть ли паническое состояние или астенические проявления», — поясняет сомнолог. Далее данные передаются на сервер и анализируются. В случае если состояние водителя неудовлетворительное, мотор блокируется автоматически, и машина не может ехать дальше.

По словам Мелехина, российская разработка действует немного иначе — водитель надевает браслет в начале пути, и устройство делает замер оксигенациии и пульса.

«Когда водитель едет, браслет выдает оповещения, что существуют какие-то риски. Он оснащен индикацией: зеленой, желтой и красной. Она в случае необходимости указывает, что есть риск заснуть, попасть в ДТП либо что-то пропустить из-за невнимания. И тут больше сам водитель решает. Это хуже, чем если в машинах блокируется сразу мотор, поскольку многие водители в этот момент могут злоупотреблять кофе или энергетиками. И думать о том, что если они обманут нервную систему, выпив эти стимуляторы, то не попадут в ДТП. Но недостаток сна и стимуляторы только увеличивают риски ДТП», — говорит эксперт.

По словам Алексея Мелехина, замеры состояния водителей рейсовых автобусов будут делаться в течение дня. Затем они будут отсылаться на сервер. Пока еще непонятно, кто станет мониторить и анализировать данные.

«Например, замер может делаться в первый час [работы], в середине дня и вечером. Если есть какие-то изменения состояния, то они проявляются в первые 20-60 минут. Кроме того, существует феномен накопленной усталости. Как мы знаем, опытные водители могут перетерпеть усталость. Но в середине дня она накапливается, человек становится раздражительнее, агрессивнее, у него начинаются вегетативные проявления — учащается сердцебиение. Браслет это фиксирует и показывает. А под вечер с учетом того, что нервная система вообще перестраивается на торможение, тем более все вылазит: краснеют глаза, появляется зевота и снижается концентрация», — поясняет сомнолог. Браслет будет показывать изменения состояния в организме и сигнализировать о них.

Где еще могут использоваться противосонные браслеты?

Как считает Алексей Мелехин, противосонные браслеты могут пригодиться не только для отслеживания состояния водителей. Их могут использовать все люди, которые работают с ненормированным графиком.

«Они не только для водителей, а для всех людей, кто по работе связан с повышенной концентрацией внимания. Это кассиры, операторы, работающие в информационных или справочных центрах, для охранников тоже это очень актуально. Браслеты будут нужны и врачам — тем из них, чья работа связана с различными тонкими манипуляциями: хирургам, нейрохирургам», — поясняет он.