У черепах-ниндзя как явления незавидная судьба: в разное время они становились героями разных жанров и разных возрастных категорий. Они родились брутальной чёрно-белой карикатурой на поп-культуру. В 80-х были героями фантастического сериала, который ничем не хуже, например, «Футурамы». Их превращали в неуклюжих резиновых парней в странных дешёвых фильмах, местами слишком трэшовых и одновременно пафосных. Совсем недавно «Никелодеон» запустил компьютерный мультсериал, где почти все главные герои стали детьми, в том числе Эйприл О'Нил.

А Либесман под прикрытием имени Майкла Бэя снял нечто усреднённое. По ходу фильма он делает множество отсылок и постоянно задабривает фанатов: черепахи прыгают по крышам и на фоне луны влетают в люк, кричат «Кавабанга!», обсуждают «Лост», «Звёздные войны», «Бэтмена» и многое другое. Имена «Шреддер» и «Сплинтер» всегда произносятся с придыханием, пицца в кадре каждый раз появляется подобно праздничному торту, а мутагены носятся в больших зелёных цилиндровых сосудах, что тоже привет из прошлого.

В конце концов, главные герои своими скупыми чертами, конфликтами между собой ничуть не отходят от сложившихся канонов. Причём всё это даже чересчур ярко и прямо выражено: Рафаэль постоянно цапается с Леонардо, Донателло ботанит, Микеланджело не затыкается и не сидит на месте, Сплинтер строго воспитывает и задвигает речи про семью, Шреддер хочет всех убить и царствовать, Эйприл — сексуальная и увлечённая журналистка, а её оператор-водила сидит во френдзоне. Всё на месте.

Единственные шаги в сторону: авторы выдумали отца Эйприл и его трагическую смерть, черепах с крысой сделали её питомцами, а факт увлечения Сплинтера боевыми искусствами и японщиной очень неубедительно объяснили любовью к чтению. Про Хамато Йоши ни слова, и вся связь со Шреддером, который тоже оказывается из Японии, выглядит просто совпадением.

Но эти странности на самом деле не так уж волнуют: фильм слишком ироничен и лёгок. Шутка-напоминание про «черепашки, подростки, мутанты, ниндзя» звучит раз пять, чтобы уж точно вправить мозги тем, кто пришёл за серьёзными щами. На глазах «Черепашки» превращаются в то, на что напрашивались ещё по трейлерам — на замену «Трансформерам». Они работают практически на ту же аудиторию, только чуть помладше — поэтому на задницу и декольте Меган Фокс оператор фокусируется только по одному разу.

И точно так же акцент делается на бешеные терабайты компьютерной графики. Микеланджело — вполне себе Бамблби, Сплинтер — Оптимус Прайм, а у Меган та же роль, что в первых «Трансформерах». Фильм стоит посмотреть хотя бы ради центрального аттракциона с горным склоном. Он тянется неприлично долго, но продуман гораздо лучше таких же неприлично долгих аттракционов в последних блокбастерах самого Бэя — смешнее, изобретательнее, увлекательнее. А хорошее тридэ усиливает впечатления.

Да, учитывая недавних «Стражей галактики», можно поругать за отсутствие душевного дерева. Но подобные вещи Бэю не свойственны, и фильмам, которые он продюсирует, тоже. Таким «Черепахам», скорее, не достаёт голливудского угара, шуток для людей старше 10 лет и, конечно, менее банальной и прямолинейной истории. Единственная серьёзная проблема фильма — та же, что у всех блокбастеров, из которых потом хотели сделать серию. То есть, сюжета практически нет, вместо него — знакомство с героями, которых и так все знают, и упомянутые танцы перед фанатами, чтобы они не рвали и не метали. Все повороты стары как мир. Детям такое нравится, а взрослым — уже нет. И одной задницей Меган, которую успели миллион раз обстебать, тут не спастись.

Впрочем, расти сериалу есть куда, а значит, до встречи в кино.

Автор: Гоша Берлинский