Австралийское кино хорошо тем, что до него толком пока не добрались большие бюджеты, а режиссёры с продюсерами ещё не боятся работать с натурой. Сегодня, когда в Голливуде приукрашивают и переделывают в фотошопе даже самые банальные панорамные кадры, кажется роскошью следить за тем, как бородатый Сэм Уортингтон, всем своим видом стремящийся отойти от привычного амплуа героя, бросается в реальное бурлящее море. Смотреть, как каскадёры укрощают настоящие волны.

Чувствуется, что авторы действительно искренне любят сёрфинг и всю сопутствующую романтику, их увлечённость располагает к тому, чтобы самому начать видеть в этом прекрасное. «На гребне» может казаться жизнеописательной драмой, порой — драмой полукриминальной, а где-то в середине — банальной историей успеха, но на самом деле это относительно удачная попытка снять нечто обобщённое про всю культуру сёрфинга, про её зарождение, тогдашние трудности, столкновение со стереотипами, про людей, живущим в ней, про то, какое важное место она занимает в культуре уже Австралии в целом.

После неожиданного, симпатичного чёрно-белого пролога, в котором рассказывается, как мать с двумя сыновьями сбежала от мужа к берегу океана строить жизнь с начала, начинается долгая история о том, как выросшие братья решили в своём райском захолустье открыть собственное дело по продаже досок для сёрфинга. На дворе 70-е, дедушка в банке кредит не даёт, потому что «идите лучше на лесопилку или фермерами», туда-сюда разъезжают хипари, курят дурь, кто-то даже начинает героин, и кудрявые главные герои разъезжают на знаменитом «Фольксвагене Транспортёре». А за победу на соревнованиях по сёрфингу дают потискать девушку в бикини и банку воска в подарок.

В сценарии нет какого-то одного большого конфликта, а есть много маленьких неприятных ситуаций, с которыми сталкиваются братья и которые они так или иначе переживают. Ну, или эти проблемы разрешаются с помощью второстепенного персонажа Уортингтона — этакого хиповатого Санта-Клауса, способного и дельный совет дать, и на путь правильный поставить, и подружку подкатить, и красивую фотографию сделать, и от побоев спасти и так далее.

При этом он не кажется неким наставником, как это часто бывает в подобном жизнелюбивом кино, и ангелом-хранителем откровенно рисуется только в финале — большую часть времени, скорее, соседствует рядом. Сначала даже вызывая некоторое недоумение — в смысле, зачем он тут, для постера что ли?

Так фильм и тянется: то брат ловит брата на краже со взломом, то оба западают на одну и ту же девушку, то денег нет, то полиция с подозрениями пристаёт и мешает бизнесу, то местные бандиты прессуют и требуют долги. Но герои всё как-то преодолевают, идут к своей мечте, прыгают на доски, смотрят на звёзды, бьют морды и, как ни странно, почти не давят на чувства. И конечно, эта авторская расслабленность и мягкость делают два часа хронометража вызывающе долгими. Но такова плата за кино не о людских судьбах, а о вещах абстрактных, в которых они, как в волне, теряются.

Автор: Гоша Берлинский