Изначально премьера фильма должна была состояться аж весной этого года (что логично, исходя из названия), после чего переносилась как минимум два раза. Полгода не находить себе место для чисто коммерческой российской комедии это необычно и подозрительно. Делали с ней что-нибудь или нет, неважно, потому что в итоге «День дурака» — это настолько высушенный и обглоданный «Ревизор», что он скорее похож на дико затянутый бородатый анекдот, чем на вольную экранизацию на современный лад.

Даже «Дубровский» с Козловским, поставленный с такой же телевизионной небрежностью, такой же безвкусный, лишённый стиля внешне, отнёсся к первоисточнику внимательнее, да и тему российской коррупции раскрыл лучше, чем картина Баранова, в которой только про неё и говорят. Других тем для разговоров и шуток здесь, кажется, нет совсем. А зачем? Ведь мы снимаем антикоррупционную комедию — значит, каждый поворот, каждый скетч будет о взятках, воровстве и общей повязанности.

На минуте двадцатой от авторского «юмора» конкретно устаёшь. Главные герои — должник-швейцар и честный банковский коллектор — попадают в провинциальный, напрочь коррумпированный городок, оказываются в тюрьме — и тут идеи у сценаристов заканчиваются, и начинается повторение одного и того же анекдота про задабривание лже-ревизоров. Если взять трейлер фильма и беспрерывно смотреть его в течение часа, снова и снова, впечатлений будет ровно столько же.

Но да, конечно, в таком случае вы не увидите Боровика, единственную отдушину всего фильма, несмотря на то, что шутку про него тоже повторяют миллион раз, и в конце она неминуемо достаёт. Не услышите массу дешёвой бездарной сериальной музыки — слава богу, не Бенни Хилл, но делать подобное для театрального кино стыдно. А ещё странно включать рядом будто купленное наобум англоязычное инди Тома Розенталя, которое отлично смотрится в трейлере фантастической мелодрамы «Комета», но никак не здесь. То есть, понимание того, что музыка и картинка должны как-то гармонировать, у кого-то полностью отсутствует.

Не увидите, как чудовищно переигрывают все актёры, кроме разве что Лыкова и девочки в роли Маши. Лыков сам по себе просто сидит в кадре и харизмой казановской работает, лишь однажды трогательно даёт слезливую гримасу (которая тоже есть в трейлере, но недолго). А у Маши по сценарию нет ни комедии, ни кривляний, и сама актриса просто спокойно и уверенно произносит реплики, не пытаясь ничего играть, что в данном случае как плюс.

Когда же приключения героев доходят до полного сюрреализма, и они начинают просить сразу «Порш» и «дочку замуж», а им отвечают «окей», весь цирк резко сворачивает в мелодраму. Ведь зритель должен уйти с хорошим настроением, ему нельзя давать трагикомедию, ему нужны горько, любовь и вставная ломовая мораль в финале, от прямолинейности и лицемерности которой сводит скулы. С таким же успехом герои в конце могли помолиться на Путина. Тем более что и фраза «вернуть Аляску» прозвучала.

Автор: Гоша Берлинский