В прокат вышел «Батальонъ» Дмитрия Месхиева — рассказ о женском батальоне смерти, выводящий правильную формулу патриотического блокбастера.

Ранняя весна 1917 года: царя скинули, будущее Российской империи в тумане. На фронтах, и так истрепанных бездарным командованием, агитируют большевики — солдаты отказываются воевать. Керенский обращается к старшему унтер-офицеру Марии Бочкаревой (воюющей на фронте с высочайшего разрешения императора) с просьбой о создании женского батальона для повышения боевого духа деморализованных фронтовиков.

Под ружье встают княгини, оперные певицы и простые крестьянки. Вымуштрованные Бочкаревой барышни успешно проходят экзаменацию и уже летом отправляются в свой первый бой — и одна только эта сцена стоит того, чтобы увидеть ее на большом экране.

В центре повествования — невероятная, достойная толстого бестселлера судьба Бочкаревой, которую блестяще сыграла Мария Аронова. Вокруг — ее хлопающие ресницами воспитанницы с бритыми головами; метаморфозы их характеров показаны через выразительные мелочи — например, через изменение осанки.

Выход в прокат «Батальона» выглядит курьезом, прежде всего, на уровне даты — фильм о том, как женщины заставляют мужчин воевать, выходит аккурат ко Дню защитника Отечества.

Впрочем, вполне вероятно, что выход фильма о солдатах-мужчинах в сложившихся политических обстоятельствах выглядел бы совсем откровенным паразитированием на теме и начисто лишил бы политически продвинутых зрителей шанса на объективную оценку картины.

С этой самой оценкой в случае с жанром, который условно называется «патриотическим блокбастером», вообще есть известные сложности. С одной стороны, российская история и правда полна героическими эпизодами, которые и сами просятся на экран. С другой — постановщики таких фильмов обычно, как будто по умолчанию, получают защиту от всякой критики.

Попробуй только заикнись о том, что автор перебирает с патетическими рапидами на фоне государственного флага, — сразу удостоишься обидного статуса «национал-предателя».

Подобные дискуссии в последние годы кипели, например, вокруг дилогии «Утомленные солнцем 2» и бондарчуковского «Сталинграда». Стоило зрителям или критикам сказать о том, что авторы слишком вольно обращаются с историческими фактами (как Михалков) или что кадр с огненными чертями из «Сталинграда» — это все-таки перебор, как создатели заходились в праведном возмущении по поводу того, что перекормленная «Форсажами» публика разучилась любить Родину. В общем, ситуация с патриотическими блокбастерами сложилась таким образом, что если подобную картину все же приходится так или иначе посмотреть, то лучше это делать отключив критическое сознание или вообще зажмурившись. Мало ли что.

Так вот, на «Батальоне», как ни странно, глаза можно не закрывать. Странным образом российским кинематографистам удалось вспомнить верную формулу патриотического кино «с человеческим лицом» — может быть, впервые после спорной, но все же удачной «9 роты». Формула оказалась простой. Идея фильма исходила от Игоря Угольникова: после «Брестской крепости» продюсер решил обратиться к теме Первой мировой — тем более что в прошлом году неестественно тихо, но все же отмечалось ее столетие. Когда нужный эпизод был найден, продюсер пригласил постановщика, который сможет придать его идеям подходящую художественную форму. Режиссером стал мастеровитый Дмитрий Месхиев — автор «Американки» и «Своих».

В итоге «Батальонъ», разумеется, не обходится без нескольких патетических рапидов, но берет не ими, а стройно рассказанной историей настоящего подвига, зафиксированного, среди прочего, кинохроникой.

Правда, специалисты по российской истории начала ХХ века наверняка найдут к чему придраться.

В частности, в фильме почти обезличен Керенский; очень мало говорится о причинах деморализованности армии и той роли, которую сыграло в этом царское командование с одной стороны и Временное правительство — с другой. Но и картина ведь не об этом.

Месхиев и Угольников совершенно не лезут к зрителю с масштабными обобщениями и не держат человека в зале за идиота, который не в состоянии самостоятельно сделать выводы из увиденного. Сила истории такова, что от них требуется лишь внятно и выразительно проиллюстрировать ее — и хорошо справляются с этим. Ну а сам «Батальонъ» вполне заслужил сборов «Сталинграда» — как фильм о войне, для успеха которого не обязательно превращать русских солдат в огненных чертей или приглашать в саундтрек певицу Земфиру.

Автор: Ярослав Забалуев