Так сложилось, что народ у нас обожает чёрные и криминальные комедии. Кроме Тарантино и Гая Ритчи других имён многие не знают, их пародирует половина режиссёров-любителей, и на кинофестивалях, когда речь заходит о зрительских симпатиях, смешной полубандитский трэш почти всегда побеждает во всех смыслах более серьёзное кино. Притом что жанр чёрной комедии сам по себе штука тонкая. Шаг в сторону — и получится фальшь, которую зритель моментально почувствует.

«Приличные люди» с этого шага начинают. Типичный Сморигин появляется под дешёвые, даже позорные титры в стиле «Ералаша» и пошлейшую музыку, свойственную самым дешёвым и позорным российским телесериалам (нанять композитора было дорого, взяли то, что нашли на стоках). Изображает он крайне неуверенного в себе учителя физики, которого дети избивают рюкзаками и забрасывают использованными гондонами, попутно обзывая «лохом» и «чмошником». С режиссёром Евгению не повезло, вытягивать его никто, видимо, не пытался, поэтому играет он ровно так же, как в КВН. Только на сцене Маслякова его постоянное заикание и крайне запуганный вид смотрелись нормально, но в кино это не работает, а плохом кино вовсе выглядит жалко. Не говоря о том, что ничуть не забавно.

Хотя Евгений может утешать себя тем, что фильм в принципе совсем не смешной, и думать ему нужно было на уровне написания сценария, к которому он вроде как причастен. Это комедия про то, как избавиться от трупа, в которой нет ни комедии, ни трупов. Да и просто человеческого в ней немного. Вопреки всему единственными относительно живыми, чуть-чуть убедительными в этом спектакле оказались Медведева, она же супруга учителя, и блуждающие безымянные клоуны Федорцов с Мурзенко. Причём только потому, что меньше переигрывают, чем остальные.

Шнур ходит с постной рожей, как бы говорящей, что он с удовольствием сбежал бы со съёмочной площадки. Но деньги нужны, приходится говорить на дурацком типа блатном языке и вести себя отвратительно, как положено по сценарию. Чувак наверняка обрадовался, что половину фильма нужно было изображать труп, иногда даже с бумажным пакетом на голове. К тому же, тем ребятам, что киллеров играют, пришлось ещё хуже: одному из них досталась вычурная литературщина с цитатами Блока, второму — выдуманный блатняк. Ни то, ни другое не работает, и похоже на неудачное подражание «Даун хаусу».

Одновременно история разваливается на отдельные эпизоды, потому что своих идей у авторов не было, и как развивать сюжет, они слабо себе представляли. Вместо того чтобы снова и снова разыгрывать комедию положений, они с облегчением отвлекаются на пустые семейные перепалки, куда до кучи вставляют страшно крикливого «соседского ребёнка». Правда, в какой-то момент пацан становится реально отвратительным, и диалоги оказываются невыносимыми. Зато кто-то посмотрел «Во все тяжкие» и додумался вручить учителю жёлтый костюм химзащиты, как будто это забавно. Однако отсылки прикольны лишь в хорошем кино, в противном случае они только раздражают и подчёркивают бездарность авторов.

В конце концов, чёрным комедиям противопоказаны полумеры. Они потому и чёрные, что смерть в них окончательна, персонажей не жалеют и не боятся запятнать. Нельзя умереть понарошку или пытаться убить в течение трёх затянутых сцен, чтобы в итоге этого не сделать. А в «Приличных людях» смерти нет, и шутить о ней в принципе не умеют. За что на самом деле должно быть стыдно, потому что даже Жора Крыжовников, как выяснилось в его короткометражке «Нечаянно», на это способен. Несмотря на то, что как автор он недалеко ушёл от Сарика Андреасяна.

Автор: Гоша Берлинский