Режиссёрская карьера Оливера Стоуна в прошлом году отметила 25-летие, что замечательно вне контекста, одна проблема — если об этом кто и удосужился вспомнить, то реакция должна была варьироваться от пожатия плечами до сожаления. С середины 80-х и вплоть до середины двухтысячных Стоун одновременно развлекал и провоцировал и чувствовал себя в этом деле комфортно, как никто другой, однако год за годом, фильм за фильмом становится всё более очевидно, сколь долговременными стали последствия, которые повлёк за собой ошеломительный провал «Александра».

Некогда отличный режиссёр по большому счёту так и не оправился, окончательно превратившись в тень былого себя, и ничто до сего момента не продемонстрировало это так явно, как сиквел «Уолл-стрита», в котором Стоун уже открыто искал вдохновение в одном из своих первых знаковых фильмов — и не находил.

«Особо опасны» в этом смысле не столь очевидны, но тоже понятны — понятны как желание отбросить серьёзность и злободневность и поставить, просто и со стилем, нехитрый криминальный триллер, где секс, насилие, наркота, продажность и аморальность прожаривались бы калифорнийским солнцем, обдувались океанскими ветрами и разыгрывались сегодняшним молодняком и культами 90-х к вящему зрительскому удовольствию. Именно это живописал нам трейлер, и на бумаге скорее всего так и было, другое дело итоговый фильм, почти немедленно сходящий с верного пути, чтобы до самого конца продираться сквозь придорожные заросли.

Итак, однажды, сидя на побережье, двое решают, что самый верный способ заработать на жизнь — выращивать у себя в парниках лучший в мире каннабис. Один — пацифист и голос разума с дредами, второй — чуть более склонный к насилию татуированный ветеран Ирака и Афгана, вместе они — лучшие друзья, имеют большой дом, делают деньги, курят травку и делят девушку, не представляющую себе лучшей жизни. Так все трое и живут счастливо, пока однажды в дверь не стучит наркокартель, вежливо предлагающий сотрудничать, а, получив отказ, решающий означенную девушку покрасть.

В ином фильме вся эта завязка заняла бы от силы минут 20, а финальные титры поползли бы по экрану примерно в полуторачасовой отметке, но не здесь. Хронометраж в 135 минут, если заранее обратить на него внимание, настораживает ещё до входа в зал, и недаром. Стоун сразу же даёт понять, что ему мало сколь угодно крепкого, но простого триллера, но и сам не понимает, что материала для того, чтобы возвысить этот триллер до заметного уровня, у него нет — и в результате попытки наполнить эти 135 минут историей и драмой все как одна сводятся на нет, вместо этого создавая впечатление, что рабочий сценарий так и не продвинулся дальше самого первого черновика.

На месте того, где не обязательно, но логично должны бы быть кровавая месть, остроумные диалоги и колоритные персонажи, перед нами разыгрывается водянистый, практически безвкусный кисель, в котором малоинтересные люди много разговаривают о малоинтересных вещах, а над волнами красиво летают чайки, сменяющие собой картины отпиленных голов и сожжений живьём.

Даже когда дело доходит до основного, необходимого сюжета, его детали растягиваются вдвое, а общая фабула вкупе с антуражем и редким экшном вызывает воспоминания об иных миссиях GTA. Когда же по завершении второго часа нас встречает в буквальном смысле ложный финал, за которым следует куда худший настоящий, это не смешно и не грустно, от этого хочется, тихо выругавшись, уйти. Или, по меньшей мере, приложить пару фэйспалмов.

Практически никак не выручает и, казалось бы, наиболее проверенный элемент — актёры. Дель Торо с его насмешливо-садистским прищуром — вот тот единственный, кто не только получает возможность хоть что-то играть, но и пользуется ею. Джонсон и Китч никому не напомнят Пипца и Джона Картера, но располагают здесь не характерами, а набросками, Блейк Лайвли получает в своё распоряжение центрального персонажа всей истории, единственного, надо сказать, кто ни разу не опускается до уровня заявленных в оригинальном названии дикарей — но не делает с ним ровным счётом ничего.

Зато очень много и очень бесполезно говорит за кадром. Сальма Хайек в роли главы наркокартеля с тем же успехом могла бы быть пустым местом, а на Траволту, выжимающего из себя ещё немного харизмы, смотришь всё равно не с радостью, а с тоской по былым временам. Ровно так же, иными словами, как и на Оливера Стоуна. Конечно, всё может быть, и может быть, что однажды он ещё снимет для нас что-то по-настоящему ценное. До тех же пор, пока ему не то что нечего сказать, но он не в состоянии даже развлечь, нам же с вами только и остаётся, что любить кино.

Автор статьи: Никита Комаров