Далёкий 2006 год, самый, как выяснилось позже, расцвет российского кино, которое составляло аж треть валовой кассы, спасибо «Дневному Дозору». На свет появляется тизер нового проекта молодого режиссёра Олега Степченко, только что отстрелявшегося редким примером приличного представителя жанра «патриотического боевика» по имени «Мужской сезон». Тизер тот обещал нам «Вия», вполне классического, только с современными спецэффектами (предполагаемый уровень вскоре можно было лицезреть в «Волкодаве», да ещё в благополучно почившем на тот момент японском хоррор-франчайзе «Звонок»). Разумеется, ни о каком «триде» речи тогда ещё не шло. В том же году, кстати, вышла спешно переименованная «Ведьма» Олега Фесенко, так что ажиотаж вокруг тематики был преизрядный.

Однако цифра на постере сменилась сначала на 2007 (как выяснилось позже, кино и тогда даже не начинали снимать, весь материал исчерпывался тем самым тизером и десятой редакцией сценария), а когда, наконец, дело всё-таки дошло до продакшна, грянул кризис 2008 года и деньги кончились посреди съёмок в Чехии. Потом выяснилось, что «просто Вий» никому уже особо не нужен, да тут ещё с треском и грохотом вышел «Тарас Бульба» Бортко, так что нужно было как-то иначе продавать этот проект потенциальным инвесторам (среди которых был целый Мэйл.ру), например, в виде аж трилогии, как это тогда стало модно.

В то же время появилась мода и на всё иностранное. Новоявленным продюсерам было надо, чтобы оператор польский, композитор Гарсия, а в главной роли какой-нибудь иностранец. Слово «копродукция» войдёт в моду гораздо позже, и закроется, едва открывшись — ограничится оно псевдоголливудскими поделками вроде «Фантома». Но в 2010 году, когда снова (на самом деле — заново) начались съёмки, об этом ещё никто не задумывался, искомый «иноштранетц» был срочно вписан в двадцатый раз переписанный сценарий, а от трилогии в итоге пришлось отказаться.

Оригинал при этом резали по живому, превратив экс-главгероя Хому Брута в один сплошной флэшбэк (ранее это была полноценная «первая часть»), панночку — вообще в эпизодическую мебель, сам же фильм из «славянского хоррора» ловким движением ноги превратился в такую смесь сатирического маркиза Де Кюстина с деревенским детективом, в котором роль местного Анискина отдавалась попеременно половине персонажей, но в первую очередь, конечно, специально приглашённому Джейсону Флемингу, самой известной ролью которого до сих пор остаётся оная в «Картах, деньгах» шестнадцатилетней давности, но для нашего хутора это, конечно, ещё какая звезда, как и его матримониальный «папа» с физиономией старшего Ланнистера.

В общем, когда в 2011 году дым съёмок рассеялся, сначала выяснилось, что шпецэффект для доведения до ума требует куда моар денег, чем предполагалось, и тут, видя, что творится с финансами (которые частично удалось урвать у государева «Фонда кино», но мы же понимаем, что Степченко не Бондарчук и уж тем более не Кончаловский, столько много ему бы никто не дал), наши доблестные продюсеры, число которых у проекта к тому моменту приближалось к десятку, придумали Хитрый План, а именно, на волне вовсю бушевавшей два года назад триде-истерии, кино решили ещё и сконвертировать в стерео-формат.

На что, разумеется, было потрачено ещё денег и ещё времени, так что когда в прошлом году кино всё-таки окончательно было доделано и снова сменило прокатчика, выяснились сразу три вещи — бюджет картины почти достиг 40 миллионов нерублей, самые хлебные январь и март на ближайшие годы плотно обсижены недорогими отечественными «трешевыми комедиями», а что очередной «Форсаж» будет благополучно убран с резко опустевшего мая, никто ещё не знал. В итоге самый большой отечественный долгострой (круче только «Трудно быть богом», там не актёр Золотухин успел покинуть этот бренный мир, но и сам режиссёр Герман-старший) казался совершенно никому не нужен, брошенный на полупустой, морозный и голодный февраль. Проект, который, кажется, существовал всегда, и поэтому больше был похож на нечаянно гальванизированный труп, нежели на что-то, что можно на самом деле посмотреть в кино.

Поэтому и оценивать его по итогам театрального просмотра затруднительно, это как оценивать Ленина в мавзолее. Хорошо ли лежит? Удачен ли грим? Грамотно ли подобрана музыка? Тридэ-эффекты хороши ли, когда обходишь его кругом? Какая теперь разница.

Ну, да, если Фесенко сделал из Гоголя маразм, Бортко сделал из Гоголя маразм, почему бы Степченко (все три фамилии на «ко») не сделать из Гоголя маразм. Традиция!

Карета за 75 тысяч долларов выглядит жалко (отечественный клок-панк такой клок, да ещё и главная с ней шутка цельнотянута у Марка Захарова), сцены на родине героя — нелепо (особенно — в ретроспективе, зная их финал), декорации по уши в грязи — неполиткорректно (Украина вообще нынче больное место), актёры в гриме — неузнаваемо (хотя бы Золотухин похож), внезапный детектив — неуместно (и снова неполиткорректно, где возмущённые письма Охлобыстина, ведь это же явная хула на Церковь), любовная линия вечных кинолюбовников Чадова-Дитковските — наигранно, а цыгейковый Вий хоть и задуман таковым, но всё равно походит на злую пародию на того же Бортко с его «цыгейковым котом» Бегемотом.

Плюс две-три самых дорогостоящих и задумывавшихся «ударными» сцены совсем не впечатляют ни триде, ни морфингом, ни прочей CGI-анимацией, а в итоге развенчиваются и деконструируются самим же автором, мол, это всё был бэдтрип и чудеса вражеской техники. Плюс надоевшая эта «тысяча целковых» после сотого повторения больше походит на вечную фантомную боль нашего нового кино про «чемодан денег». Как говорится, по Фрейду, ибо чего греха таить, многие наши современные режиссёры как пришли в профессию за манимейкерством, так, в общем, им и занимаются.

И мы ещё удивляемся, какую жалкую роль нынче играет российское кино в российском же прокате. Пока вместо того, чтобы снимать фильмы, у нас будут «запускать проекты», так всё и будет тянуться.

Автор статьи: Роман Корнеев