Когда Аронофски совершал свой оскароносный рывок в лице сперва «Рестлера», а потом и «Чёрного лебедя», все уже было подумали, что унылое предшествование (как впоследствии оказалось) Терренсу Малику и (что уж было совсем непредсказуемо) братьям-сёстрам Вачовски в лице «Фонтана» останется в далёком прошлом и будет забыто, как кошмарный сон. Но нет, фанатам «Реквиема по мечте» предстоит ещё одно мучительное переживание, на этот раз в жанре библейского фильма-катастрофы.

Итак, пятисотлетний на тот момент патриарх, любитель зверушек вообще и нелюбитель людей в частности Ной с семейством бредёт по выжженной постапокалиптической Земле в поисках Цели. По ночам спит плохо — сны у него неприятно пророческие — а днём его донимают местные деграданты ака каиново семя, что на фоне подозрительно железобетонных руин вокруг норовит сдвинуть сюжет куда-то в сторону «Безумного Макса», тем более что вооружены деграданты кованым оружием. Сюжета, впрочем, всё это время негусто, зрителя развлекают разве что небесными угольками и неканонической историей героини Эммы Уотсон. Но тут даже, как водится, папа Франциск сказал, что так всё и было, ему виднее.

Небанальщина начинается позднее, когда в ход начинают идти огненные клинки, мафусаиловы одинокие горы, местные версии волшебных бобов и локальные инкарнации эдемовых садов, причём всё это под охраной ангельского воинства в шкуре каменных элементалей. В общем, чистое фэнтэзи без малейших признаков библейских отсылок, разве что имена всё знакомые — Хам, Сим и Иафет на месте (хотя младшим стал почему-то Иафет). Жалко, что из семечка Иггдрасиль не пророс, паче чаяния.

Библейский дедушка Ноя Мафусаил в исполнении Энтони Хопкинса, впрочем, на выходе получается даже не Гэндальфом, тем более что тот катаклизмов не устраивал, а вспомоществование основным персонажам осуществлял не только добрым словом и наложением рук, но и решительным делом, с чем у Аронофски как раз проблемы.

Осаждающие недостроенный из говна и палок ковчег (недостроенный не Ноем, но элементалями, главный ковчегостроитель исполняет обязанности скорее прораба и главного специалиста по усыплению зверушек) орды во главе с харизматичным Рэем Уинстоном раздражают Ноя тем, что питаются чуть не друг дружкой (это ещё ладно), но невинно убиенными скотами и гадами (тут все положительные персонажи — сплошь лютые веганы, ибо зверушки невинны, аки в Эдеме, а хлеб наш насущный должен быть вкушён нами днесь исключительно из Руцех Божиих, аминь). С ордами, соответственно, ведутся душеспасительные речи — мол, покайтесь, пока можете, а то всё одно — смерть.

В отличие от библейского прототипа, этот постапокалиптический Ной продолжать человеческий род особо и не планирует — фертильных жён сыновьям не завезено (в оригинале жёны были, да и немудрено — там же чётко написано, что сыночкам на момент Потопа было по сто лет отроду), а одним грехом рукоблудия особо не наплодишься и не наразмножаешься. Хотя, можно развлечься и посмотреть на всякое в исполнении всё той же Эммы Уотсон, но это тоже возрождению человеческого рода не способствует ввиду бесплодности оной. В итоге фрустированный Логан Лерман носится по району с криками «не хочу ковчег, хочу жениться», егойная мамочка сильно переживает за сыну, болезный дедуля отправляется в лес да по ягодицы, а папа раздумывает, вот этот самый капкан — это по Его воле или же не очень?

В общем, к тому моменту, когда элементалям становится нечего терять, кроме их цепей, а ковчег отправляется — зритель вместе с Аронофски внезапно выясняют, что две трети фильма прошло, одна треть осталась, а сюжета у кина как не было так и нет. Неудивительно, ведь в книге Бытия Ною вообще и Потопу в частности уделено ровно сто строк — не развернёшься, значит, надо что-то придумывать.

И Аронофски с коллегой по тому самому «Фонтану» придумывают. За сорок дней дождя и 150 дней плавания ранее бесплодная Уотсон внезапно успевает разродиться, а поскольку плодиться и размножаться, повторюсь, Ной категорически не намерен, значит надо ребятёночка порешить, особенно если он случится женска пола. А ну как размножится? А тут ещё Хам хамит, засланный казачок подъедает заготовленную животную, Сим готовит бунт на корабле, дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет. Если бы не своевременно прилетевший голубь с веткой, совсем бы некрасиво получилось.

Словом, к тому моменту, когда Аронофски внезапно вспомнил, что у Хама есть своя личная история про голого и пьяного папу, общественность уже как-то не о Потопе думает, а о конце сеанса и сопутствующем моционе. Тем более что всё интересное показали в середине (а вернее — ещё в трейлере), а постапокал стремительно сменился пасторалью.

В итоге перед нами эдакая урезанная сюжетно, но разросшаяся хронометражом та часть «Облачного атласа», которая про далёкое будущее, со вставными эпизодами из «Дерева жизни» (есть даже динозавры в кадре) и небольшим лирическим моралитэ от автора (аналогичная зарисовка в «Аниматрице» была куда круче), но в остальном это такая довольно занудная смесь «Перси Джексона» с мультсериалом «Суперкнига», отчего-то выпущенная не дайрект ту видео, а в «аймаксах», пусть и в дваде.

Автор статьи: Роман Корнеев