Внезапно, но «Игра престолов» не стала для рунета главным сериалом этой весны. Был момент, конечно, когда фанаты заполонили социальные сети смешными картинками про короля Джоффри, но повальное оханье и аханье на этом закончилось. Главная причина этого — ТНТ-шная комедия «Физрук» с Нагиевым, которая только на первый взгляд — обычный телевизионный трэш, а на деле — вещь смешная и умная.

Первая же серия, кажется, убивает любой снобизм. Быстро выясняется, что у сериала нет особых амбиций, он не пытается под что-то отчаянно косить, как это было с «Клиникой», простите, «Интернами», он прост, относительно предсказуем и схематичен. За исключением ключевой идеи о том, что абсолютный браток на всю голову становится обычным физруком, тут нет никаких новых сюжетов. Отмороженный 90-ыми бандит Фома постепенно проникается симпатией к подросткам, влюбляется в сексапильную училку и медленно, но неотвратимо становится лучше как человек; по ходу сезона комедия про кликухи, спортзал и «о боже, какой мужчина» превращается в романтическую комедию с двумя чёткими любовными треугольниками — для взрослых и тинейджеров. Темы каждый раз тоже банальные — вот серия про любовь, вот серия про морковь, а вот простая, но тоже смешная версия «Мальчишника в Вегасе», которая, к счастью, выглядит не пародией, а скорее ироничной отсылкой.

Впрочем, честная ирония сквозит в «Физруке» большую часть времени. В чистую мелодраму он уходит только в последних четырёх сериях (из двадцати), в которых у Фомы неожиданно заканчиваются и миллионы денег, и терпение, и надежда на то, что всё будет хорошо. Авторы настолько драматизируют ситуацию, что серьёзные щи затмевают все дуракаваляния и шутки. Фактически в финальной серии, особенно с того момента, как Фома возвращается домой, начинает ждать эсэмэсочку, а затем и вовсе возвращается туда, где всё началось, изначально абсолютно комедийный, нелепый, карикатурный персонаж… полностью исчезает. Вместо него на обочине остаётся горевать нормальный драматический герой, ничем не хуже, например, доктора Хауса в любом из своих сезонных финалов.

Другой вопрос: что с Фомой как с персонажем будет дальше? Для Нагиева так или иначе найдётся что играть — и роль весьма колоритная, и сам он харизматичен донельзя — рядом все мгновенно меркнут. Но рефлексии и суровые мужские страдания в школьной столовой — это не то, что сделало «Физрука». Скорее то, что может его убить в следующем сезоне — слишком банальная история для таких соплей.

Прежде всего, «Физрук» — это блестящая комедия положений. Сумасшедший Нагиев бегает по школе, кафе, барам и подъездам, пытаясь по-мужски, по понятиям разрулить чужие и свои проблемы, постоянно не так всё понимая и криво, по-блатному выражаясь — и каждый раз кажется, что голова героя вот-вот взорвётся, всё полетит совсем к чертям, труп найдут, отец узнает про дочь, любовницу запалят, жениха убьют, завуч сдаст, школу спалят и так далее, и порой дерьмо всё-таки случается. Смеяться над этой суетой иногда буквально не хватает сил.

Наконец, сериал лишён приторности и фальши, свойственной не только российским сериалам, а всему современному российскому кинематографу в целом. Пускай чувствуется холодный расчёт, но нет ощущения, что авторы живут на какой-то другой планете и держат зрителя за умственно отсталого. Они с одинаковой частотой и уместностью шутят для хипстеров и аудитории постарше, иронизируют над твиттерами, навальными — и тут же включают песню из «Маленького Мука», они берут целую культурную эпоху 90-х и при каждом удобном случае сталкивают с культурой 10-х. Тонко, легко, по-доброму — и это неожиданно делает сериал с не очень толстоевским названием «Физрук» одним из самых правдивых за последнее время кинематографических отражений современной России.

Автор: Гоша Берлинский