Аналитики СберИндекса сообщили, что «чёрная пятница» прошла заметно слабее, чем в 2019 году. Общее снижение трат в этот день достигло 39,2% г/г. Падение в ключевых категориях, обычно интересующих покупателей, также составило более четверти. В сегменте «Универсальные магазины», где сконцентрированы ключевые интернет-площадки, расходы оказались на 27,5% ниже, чем год назад, в сегменте «Бытовая техника и электроника» — на 30,5%, в «Одежде, обуви и аксессуарах» — на 44,8%.

Такая динамика подразумевает, что именно всплеск спроса относительно нормальных уровней в 2019 году был сильнее, чем в 2020 г. Если сравнивать с обычными днями, то в основных категориях товаров, где проводились распродажи в «чёрную пятницу», и в этом году наблюдается рост спроса. На фоне пандемии он сконцентрирован в онлайн-каналах.

В частности, число покупателей, которые купили фильмы, игры, подписки на сервисы и другие цифровые товары, выросло в 2,3 раза по сравнению с уровнем сентября-октября. Причём за счёт скидок в этих категориях средний чек вырос только на 15% относительно уровня предыдущих дней этого месяца и составил 351 рубль.

Ещё одной категорией товаров, где наблюдался рост спроса 27 ноября, стали магазины одежды и аксессуаров, но и там он был сосредоточен на онлайн-площадках. Аналитики СберИндекса наблюдали высокий спрос на эти товары уже с середины ноября, но даже по сравнению с 20 ноября число тех, кто оплатил заказы в эту пятницу, выросло на 25%. При этом сумма покупок увеличилась сразу на 42%. То есть клиенты в этой категории ждали «чёрной пятницы», чтобы сделать большие покупки.

Аналогичное поведение прослеживается и в магазинах бытовой техники. Там число покупателей выросло лишь на 7% относительно уровня сентября-октября, однако сумма покупок выросла на 35% и средний чек составил 5776 рублей против 4546 рублей в первые два месяца осени. Таким образом, клиенты специально ждали дня распродаж и реализовали отложенный спрос.