На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.

«Выставка «Дизайн под грифом «секретно» в Музее Гаража особого назначения — это плод кропотливого многомесячного труда в архивах, музейных запасниках, частных коллекциях и закрытых НИИ, результат поездок по стране и многочасовых бесед с дизайнерами и конструкторами. Так команда талантливых журналистов и молодых историков создала уникальный выставочный проект, включающий в себя сотни эскизов и редчайших фотографий, а также деревянные и пластилиновые прототипы лимузинов, о существовании которых большинство из нас даже не догадывалось. Получилась выставка «машин власти, которых не было», — отмечает куратор выставки, коллекционер и галерист Илья Сорокин.

Впервые широкой публике показаны поисковые и альтернативные проекты флагманов отечественного автопрома, охватывающие период с 1922 по 2022 год и во многом опередившие свое время. На выставке около 500 эскизов, 23 макета прототипов автомобилей в разном масштабе, а также уникальные экспонаты: первый советский лимузин «Ленинград-1», собранный в 1933 году в количестве шести штук, последний советский автомобиль высшего класса ЗИЛ-4102 и два автомобиля представительского класса проекта «Маруся» «Кортеж». Фантазии художников отечественного автопрома порой принимали очень необычные и даже причудливые формы. Полет творческой мысли безжалостно рушил конструкторский отдел, которому предстояло воплощать идеи в жизнь.

В 1988 году ЗИЛ выпустил два люксовых прототипа, которые отличались только деталями и цветом. Темный на заводе прозвали Мишей, а светлый — Раисой. В честь первой пары страны — Михаила Горбачёва и его супруги Раисы. Против нового модельного ряда сыграло само время. Началась перестройка, а с ней и борьба с привилегиями.

Научным куратором выставки стал Никита Розанов, заведующий кафедрой «Дизайн средств транспорта» Российского художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова, автор книги «Русский автомобильный дизайн»

Эта книга написана с целью восстановления исторической справедливости в отношении русского автомобильного дизайна.

В том, что отечественный дизайн — это не миф и не выдумка, автор убеждает читателя с помощью уникальных иллюстраций: фотографий, чертежей и рисунков.

В книге воссоздана предыстория российского автодизайна. Рассказывается о советских автомобилях, а также о дизайне в России с начала XX века и до наших дней. Отражены самые яркие страницы нашей автоистории в эпоху русского модерна и авангарда, этап становления школы русского автодизайна 1920–1930-х годов, оставшиеся в чертежах замыслы и экспериментальные разработки и малоизвестные подробности и трудности создания дизайна наших автомобилей.

На выставке особое внимание уделено конкурсным работам по созданию флагмана отечественного автопрома — представительской марки «Аурус». Открытый конкурс «Кортеж для Президента» собрал более 120 проектов из разных стран мира. Победившая концепция участвовала в профессиональном конкурсе, проводившемся НАМИ, в результате чего родился облик президентского «Ауруса».

Можно посмотреть дипломные работы молодых современных дизайнеров, пытающихся переосмыслить утраченные легендарные бренды, такие как ЗИЛ, «Чайка» и «Руссо-Балт».