Появление цветной фотографии во второй половине XIX века стало прорывом, и все же, несмотря на полуторавековое развитие технологий и максимальную реалистичность, цветные изображения так и не смогли вытеснить черно-белые.

Это работает даже в рекламе. Если взять посты в Instagram пятисот крупнейших американских компаний, то черно-белые фильтры (Inkwell, Willow) предсказуемо замыкают список самых популярных – реклама должна быть яркой. Но если посмотреть на сравнительную эффективность черно-белых постов (количество реакций на тысячу пользователей), то фильтр Inkwell выбивается на третье место.

О привлекательности монохромных изображений написаны тома. Даже в цифровой век, когда с помощью настроек фотоаппарата или программ для обработки снимков можно получить любую картинку, какую только пожелает фантазия, нас по-прежнему тянет к первой, черно-белой реинкарнации фотографии: несмотря на очевидные ограничения, она кажется более креативной. В чем дело?

Черно-белая фотография вечна. Она вне времени и как бы говорит сквозь поколения. Снимок, сделанный вчера, может выглядеть так, будто ему 70 лет, и эта загадка, сложность в определении его возраста, придает ему дополнительную прелесть.

Ничто не отвлекает. Насыщенные цветами снимки могут быть прекрасны, но буйство красок сбивает мысль и дезориентирует. Монохромная картинка может выглядеть скучной, но при этом на ней проще расставить акценты, подчеркнуть детали или увидеть, что хотел сказать фотограф. Черно-белое, как это ни парадоксально, порой заставляет по-настоящему увидеть объект съемки.

Она проста. Но эти простота и минималистичность способны производить более сильное впечатление, чем цветное фото. Темный силуэт на фоне светлого неба или яркая деталь на черном фоне цепляют и вызывают чувства и эмоции, которые не пробудили бы цвета. Черно-белый кадр оставляет место воображению, а оно лучше, чем тысячи оттенков, делает снимок живым.

Почему черно-белая фотография привлекает взгляд? Вероятно, потому, что человек видит окружающий мир в цвете, а значит, монохромная картинка на многоцветном фоне автоматически выделяется. Черно-белое изображение априори несколько оторвано от повседневной реальности – вот почему оно заставляет нас остановиться и вглядеться внимательнее. По этой же причине такие снимки могут вызывать глубокий эмоциональный отклик.

«Безусловно, в черно-белом есть какая-то основа, исключающая многие отвлекающие факторы, которые вносит цвет, – размышляет легендарный фотограф Дэвид Бёрнетт. – Черно-белое сводит кадр к тому, что воспринимается быстрее и проще. В нем содержится некая чистота, на которую мы реагируем даже без тщательного исследования. Интересно будет посмотреть, возникнут ли такие же чувства через 30 лет у людей, выросших в окружении красок».

Схожий принцип работает и в случае с живописью. Пабло Пикассо на протяжении своей долгой творческой жизни много раз возвращался к черно-белым и серым изображениям, как бы убавляя насыщенность картин. Он говорил, что цвет ослабляет, и вытравливал его, чтобы подчеркнуть структурность работ и самодостаточность формы. Представители движения оптического искусства (оп-арт) в 1950-х годах часто использовали черно-белые изображения с повторяющимися геометрическими элементами, чтобы вызвать у зрителя ощущение иллюзии, смущения – настоящего оптического удара от контраста. Американский художник Питер Милтон в 32 года узнал, что он, оказывается, страдает расстройством зрения – не различает цветов. Он не перестал рисовать, но перешел полностью на черно-белые изображения и именно благодаря своей технике снискал славу. Он говорит, что черное и белое «даже более элегантно, чем цветное». И добавляет: «Если, конечно, само сочетание цветов не использовано с элегантностью».

На самом деле нам не обязательно видеть краски: наукой доказано, что если речь идет о знакомых вещах, наш мозг даже черно-белые снимки самостоятельно ассоциирует с «правильными» цветами. Эксперимент, проведенный в 2013 году, показал, что если человеку продемонстрировать монохромные изображения бананов, клубники, брокколи и так далее (предметов, имеющих определенный известный цвет – желтый, красный, зеленый), в мозге активизируются те области, которые отвечают за распознавание реальных цветов. Таким образом, черно-белые картинки не мешают мозгу воспринимать такой признак предмета, как цвет. И в то же время монохромность не отвлекает от деталей, вызывает особенные эмоции и воспоминания. Рассматривая черно-белые снимки, мы вдруг обнаруживаем, что отсутствие цвета делает интенсивнее остальные компоненты изображения.

Возможно даже, что прав нейробиолог Марк Чангизи, исследователь оптических иллюзий, который в своей книге «The Vision Revolution» пишет о том, что черно-белое видение может быть более «настоящим», чем цветное. Большинство животных, рассуждает Чангизи, не обладают цветовым зрением и, возможно, отсутствие красок избавило бы и нас от предвзятости в восприятии увиденного.

«Когда я увидел свою цветную фотографию, меня гораздо больше интересовал цвет, чем личность или достоинства человека, – говорит знаменитый бразильский фотограф и фотожурналист Себастьян Салгаду, который сейчас снимает только в черно-белом. – Как я могу кому-то рассказать своими фотографиями историю, если я сам не чувствую в них истории? Разумеется, черное и белое – это абстракция, но между самым ярким белым и самым темным черным вы обнаружите серое, и именно эти серые тона я видел, когда делал снимки».