Руководитель УФАС по Свердловской области Дмитрий Шалабодов заявил, что за три с половиной года очистил Екатеринбург от рекламы массажных салонов, предоставляющих интимные услуги. По его словам, прекращена реклама десяти подобных организаций, распространяющаяся на билбордах и по радио. Для усиления работы сотрудники УФАС сотрудничали с полицией, которая устраивала «проверочные закупки» в салонах. Участники рекламного рынка отмечают, что раньше реклама интимуслуг занимала до 10% наружных площадей Екатеринбурга, а сейчас ее объем менее 1%.

О намерении бороться с рекламой массажных салонов, распространяемой в Екатеринбурге, руководитель управления ФАС по Свердловской области Дмитрий Шалабодов заявил сразу после своего назначения в декабре 2014 года. «Хочу доложить, что я свое обещание выполнил. В 2018 году управление не рассмотрело ни одного дела о рекламе массажных салонов — либо у нас все хорошо стало, либо жаловаться перестали. По крайней мере, я езжу по городу и не вижу такой рекламы»,— рассказал он на пресс-конференции в четверг. В 2015 году Свердловское УФАС рассмотрело три дела о распространении рекламы массажных салонов, в 2016 году — пять, в 2017 — четыре.

В первые два года борьбы с рекламой массажных салонов УФАС квалифицировала нарушения как распространение непристойных образов. Однако позже в рекламе стали использоваться не изображения обнаженных девушек, а пристойные образы, например, их лица. Тогда антимонопольщики стали квалифицировать рекламу салонов как продвижение товаров, запрещенных законодательством РФ. В рамках такой работы сотрудники УФАС сотрудничали с полицией. Антимонопольщики направляли в УМВД по Екатеринбургу запросы о проверках салонов. Полицейские выезжали на «проверочные закупки», составляли в отношении «массажисток» административные протоколы о занятиях проституцией, после чего мировые судьи назначали девушкам штраф. Постановления мировых судей УФАС использовало как доказательство в своих расследованиях.

За три года было прекращено распространение рекламы массажных салонов «Харизма», «Африка», «Президент», «ВИП», «Саффари», «Тропики», «Ловелас Люкс», «Мерси», Men’sVIPclub и «Афродита». Их продвигали с помощью изображений на билбордах и роликов на радио. Предписания о том, что рекламу необходимо убрать, выдавались как рекламодателям, так и рекламораспространителям. Последними были и малоизвестные индивидуальные предприниматели, и крупные компании, например, рекламу спа-салона «Тропики» распространяли в надземном паркинге ТРЦ «Гринвич» (владелец ООО «Инвестторгстрой»). Одним из «самых вопиющих» случаев рекламирования интимуслуг в Екатеринбурге Дмитрий Шалабодов назвал рекламу салона Men’sVIPclub, рекламораспространителем которой было екатеринбургское муниципальное автобусное предприятие — реклама помещалась на борту городского автобуса. Штрафы за распространение подобной рекламы для юрлиц составляют до 500 тыс. руб., Свердловское УФАС в основном штрафовало компании на 100 тыс. руб.

Как рассказали “Ъ-Урал” участники рекламного рынка Екатеринбурга, стоимость размещения рекламы массажных салонов начислялась по обычному прайсу, без наценок или льгот. По словам одного из собеседников, рекламным компаниям было проще не размещать подобную рекламу: цена на нее была не выше остальных, а руководителей компаний вызывали на беседы в УФАС. «Директорам лишние заботы не нужны, они переставали работать с салонами и размещали обычную рекламу»,— пояснил он. По его мнению, число наружной рекламы салонов интимных услуг уменьшилось из-за работы УФАС, общественников и общего сокращения рекламных конструкций в городе — на 70% за последние пять лет.

Источник в рекламной группе «Бумеранг» предположил, что сокращение объема наружной рекламы массажных салонов связано не только с работой УФАС, но и с желанием самих салонов перейти на рекламные площадки в интернете. «Запросов на размещение рекламы подобных услуг на внешних конструкциях стало в разы меньше, полгода уже точно никто не обращался с таким запросом»,— пояснил он. Он предположил, что пять лет назад реклама массажных салонов занимала не более 10% рынка наружной рекламы Екатеринбурга. По оценке директора «АКАР-Урал» Алексея Парфуна, четыре года назад доля внешней рекламы массажных услуг в Екатеринбурге не превышала 1%, а последние годы стала еще меньше. «Рекламу этого вида услуг проще всего размещать на сайтах: если по каким-то причинам сайт блокируется, то легко сделать его зеркало»,— пояснил Алексей Парфун.

Ольга Кураева