В мире розничной торговли, где конкуренция жесткая, а концентрация внимания мимолетна, требуются особые методы передачи информации покупателю, способные привлечь, удержать и заставить его сделать покупку. С этой задачей успешно справляется визуальный мерчандайзинг. О важности этого «молчаливого продавца» рассказывают эксперты агентства технического мерчандайзинга «ТехноМерч».

Определение визуального мерчандайзинга

Визуальный мерчандайзинг (ВМ) – это, по сути, стратегия. Он сочетает в себе маркетинговую тактику с наукой о дизайне. Чтобы привлечь внимание потребителей, заманить их в магазин, а затем убедить купить товар, визуальный мерчандайзинг использует все элементы физического пространства магазина: витрины, стеллажи, освещение, дисплеи и POS-материалы.

Йенс Нордфальт, профессор Стокгольмской школы экономики много лет изучающий индустрию ритейла, в своей книге «РИТЕЙЛ-МАРКЕТИНГ» указывает, что в розничной торговле любую стратегию следует адаптировать с учетом того, что работает в данном конкретном магазине. Ритейлеры, понимающие это, и освоившие визуальный мерчандайзинг, имеют конкурентное преимущество. Исследования также показали, что покупатели предпочитают совершать покупки в магазинах, у которых есть «индивидуальность», проявляющаяся через дизайн и атмосферу магазина.

Компоненты визуального мерчандайзинга

Визуальный мерчендайзинг придает каждому магазину уникальную индивидуальность. То, как магазин размещает свои товары на полке, где устанавливает светильники и даже, какой контент показывает на цифровых дисплеях, – все это части визуального мерчандайзинга.

Суть хорошего визуального мерчандайзинга заключается в создании целостного и привлекательного образа магазина, который находит отклик у покупателей. Успешный визуальный мерчандайзер не просто оформляет товары – он создает рассказ. Каждая витрина, полка и уголок являются неотъемлемой частью общей истории, внося свой вклад в уникальную философию магазина.

Витрина

Привлечение внимания прохожих и побуждение людей войти в магазин – цель номер один хорошего визуального мерчандайзинга. Но как это сделать? Витрина – это первое, что видят люди, и в моменте она может стать главным мотивом для визита в магазин. Поэтому, одним из наиболее важных визуальных элементов, которые будут определять торговую точку, является мощный дизайн витрины.

Великолепная витрина сразу создает историю, которая может быть интересна клиентам. Ее оформление не ограничивается сезонными выставками или необычным реквизитом. Уникальное ощущение создают художественные инсталляции, яркая графика, освещение и видеоэкраны. Вариантов дизайна витрин как в магазине, так и за его пределами, существует десятки.

Планировка торгового помещения

Дизайн и планировка розничного магазина – неотъемлемый элемент визуального мерчандайзинга. Он регулируют поток покупателей внутри магазина. Макет торгового зала должен оптимизировать навигацию так, чтобы гарантировать посетителям легкий переход от одного отдела к другому, находя по пути какие-то незапланированные продукты. Грамотная планировка розничного магазина не только повышает удобство, но и побуждает клиентов изучать товары и взаимодействовать с ними.

Освещение торгового зала

Почему определенный продукт иногда бросается в глаза? В магазине огромное разнообразие товаров, но привлекает какой-то конкретный. Не последнюю роль в этом играет освещение. Типичный пример – ювелирный магазин. Чтобы привлечь внимание к более дорогим товарам, здесь часто используются точечные светильники. Поэтому большинство интерьеров ювелирных магазинов слабо освещены. Это обеспечивает лучший контраст и усиливает мерцание драгоценностей.

Освещение магазина помогает создать настроение. Вот почему можно увидеть резкую разницу между атмосферой магазина спортивных товаров и элитного модного бутика класса люкс.

Текстура

Еще одним важным элементом визуального мерчандайзинга является текстура. Например, в деревенском магазине могут быть настоящие деревянные полы и стены, или можно использовать конструкции с текстурой дерева, чтобы придать магазину деревенский вид. В любом случае покупатель, зашедший в магазин, переживет некую историю.

Цвет

Пятый важный элемент визуального мерчендайзинга – это цвет, так как он напрямую связан со зрительными чувствами. Аналитики утверждают, что, 90% покупателей оценивают товар только по этой характеристике. Каждый цвет и цветовая группа вызывают в сознании зрителя разные эмоции. Например, красный и черный ассоциируются со смелостью, страстностью и жизнерадостностью. Напротив, белый, синий и зеленый цвета часто ассоциируются с творчеством, расслаблением и позитивом.

Увлекательная цифровая среда

Вершиной эффективного мастерства визуального мерчандайзинга можно назвать трансформацию торговых площадей и создание увлекательной цифровой среды. Выходя за рамки обычных дисплеев, эта концепция сочетает в себе архитектуру, дизайн и передовые технологии, которые создают захватывающую и запоминающуюся среду. Эти среды переносят потребителей в другой мир и улучшают общее впечатление от магазина.

Почему важен визуальный мерчендайзинг?

Инвестиции в визуальный мерчендайзинг – это мощный маркетинговый инструмент для магазина, который помогает покупателям получить лучший опыт покупок.

Следующим преимуществом ВМ является увеличение прибыли. Хорошо продуманный визуальный мерчендайзинг может оказать значительное влияние на продажи в магазине.

И, пожалуй, самое большое преимущество умного визуального мерчендайзинга заключается в том, что он может помочь получить максимальную отдачу от продуктов, которые другим способом было бы трудно продать.

Визуальный мерчендайзинг – это обширная дисциплина, которая для создания привлекательного покупательского опыта и стимулирования продаж использует, производство, эксплуатацию, маркетинг и дизайн.