Наше развитие, успех, результаты, которых мы достигаем, зависят от качественного целеполагания и столь же качественного целеосуществления. Единство целеполагания и целеосуществления – это основа эффективности управления. При этом выбор целей является определяющим. Можно, конечно, провалить достижение грандиозной цели. Но при скудости целей, что бы мы ни делали, результат будет столь же скудным. Как бизнесу повысить качество целей, чтобы не просто выживать, но и развиваться вне зависимости от внешних условий?

Качество бизнеса – качество цели

Назначение бизнес-организаций проявляется через их цели. Компании – это всегда искусственные образования, созданные с определенной целью.

Существуют разные определения, «что такое цель», но для бизнеса самым точным будет следующее: «Цель – это выбранный и запланированный результат деятельности». Не желаемый, как часто говорят, а запланированный. Потому что именно планирование показывает нежизнеспособность, недостижимость многих из желаемых целей. Качество целей определяет специфику и масштабы деятельности компании: «как корабль назовешь, так он и поплывет».

В целеполагании можно выделить три уровня: телеономию, целенаправленность и целеустремленность (такое выделение дает Аркадий Пригожин – современный социолог, занимавшийся проблемами организаций и управления). Основное отличие этих уровней – в степени субъективности целей, то есть насколько выбор цели определяется самим субъектом, а не навязывается ему извне.

Телеономия представляет собой объективную, естественную целесообразность организации, без которой она не может вообще существовать. Такой естественной целесообразностью является сохранение целостности, жизнеспособности, получение компанией прибыли в результате деятельности. Когда предприниматели говорят, что главная цель их бизнеса – прибыль, это телеономия. Это означает детскость, младенчество предпринимательского мышления, отсутствие видения развития бизнеса. Эти бизнесы живут не столько по собственному выбору, как по обстоятельствам, не собственник ведет дело, а дело ведет его.

Прибыль – не есть цель, она необходимое условие существования любого бизнеса. Это, как для человека, к примеру, дыхание есть условие существования. Оно может стать целью, если нарушено, повреждено

Прибыль – не есть цель, она необходимое условие существования любого бизнеса. Это, как для человека, к примеру, дыхание есть условие существования. Оно может стать целью, если нарушено, повреждено. Так и прибыль. Без нее бизнес исчезает, но, как и дыхание, она превращается в цель, если оказывается под угрозой. Прибыль как цель встроена в само существование бизнеса на уровне ее телеономии. Здесь нет субъективного выбора.

Прибыль – это следствие всех остальных действий: создание, расширение и развитие клиентской базы, удовлетворение клиентов и эффективное создание потребительской ценности.

Целенаправленность характеризуется адаптацией организации к изменениям внешней среды. Она включает ориентацию компании на предоставление определенных продуктов или услуг конкретному типу клиентов. В целенаправленности уже существует субъективность выбора, но степень субъективности все еще низкая.

Высшая степень проявления целевой субъектности – целеустремленность – способность организации самой вырабатывать новые цели и достигать их. Она проявляется в способности компании не просто гибко реагировать на спрос, но и формировать его под новые виды продукции, упреждать изменения среды. Уровни целеполагания отличаются управленческими ценностями, стилями и методами управления, типами организационной культуры.

На телеономическом уровне ценности – это самосохранение, обеспечение безопасности, устойчивости, управляемости – без этого организация просто разрушится. Стиль управления неактивный – надо просто поддерживать равновесие и нормальное функционирование организации. Главный метод управления – контроль, а организационная культура – держаться всем вместе.

Главными ценностями целенаправленного уровня становятся клиентоориентированность, профессионализм, качество работы. Компании выбирают способы удовлетворения потребностей клиентов, виды продукции. Но все это в рамках заданных внешних ограничений. Стиль управления реактивный – реакция на внешние события, а методы управления – план. Многие компании гордятся тем, что они умеют вовремя реагировать на изменения спроса, гибко приспосабливаться к тенденциям рынка. Это хорошо, но не достаточно.

Самый развитый стиль управления – проактивный, когда компания сама формирует спрос и создает себе рынок, соответствует целеустремленному уровню управлению. Ценность этого уровня – инновационность. Компания стремится изменить и «среду своего обитания», и саму себя. На целеустремленном уровне компания вырабатывает для себя образ желаемого будущего (Vision), строит его, и на этой основе использует методы управления.

Энергетика целей трансформируется в стратегии. Уровням целеполагания соответствуют стратегии: опережения (инновационное лидерство), достижения (следовать за кем-то), инерционная (того же, но больше), выживания (устоять). Последняя – типичный случай телеономии и пассивного целеполагания (и от проблем, и от внешних угроз).

Одним из шагов инновации бизнес-модели является глубокая работа над разработкой ценностного предложения для каждого сегмента клиентов, что приводит к повышению качества целей, так как во главу угла ставится проактивный подход к определению потребностей клиентов и их удовлетворению

Такая стратегия чаще всего появляется в условиях кризиса, и многие украинские компании сейчас именно такую стратегию и реализуют. Это означает, что в докризисный период компании не создали целеустремленную организацию, способную обеспечить рост и развитие и в кризисное время. При этом задача выживания сейчас усложняется внутренними причинами. Пока все было хорошо, качеству управления уделялось не очень много внимания, рост рынков прощал многие управленческие ошибки. Сейчас цена управленческой ошибки многократно возросла. А быстрое изменение внешних условий становится особенно опасным, когда уже сделано много управленческих ошибок.

Чтобы повысить качество целеполагания, нужно изменить ценности. Ценности формируют цели, определяют их качество. Мы ставим цели, побуждаемые ценностями, ради продвижения к ним. Развитию навыков целеполагания управленческой команды, освоению ценности инновационности способствует работа команды над инновацией бизнес-модели компании с использованием канвы бизнес-модели и специальных техник инноваций.

Канва состоит из девяти блоков, с помощью которых можно описать любой бизнес:

сегменты клиентов

ценностное предложение

каналы продвижения

взаимоотношениями с клиентами

доходы

ключевые виды деятельности, которые компания выполняет для того, чтобы создать и донести ценностное предложение клиентам

ключевые ресурсы, необходимые для создания и донесения до клиентов ценностных предложений

партнеры

структура затрат в соответствии с ключевыми бизнес-процессами.

Одним из шагов инновации бизнес-модели является глубокая работа над разработкой ценностного предложения для каждого сегмента клиентов, что приводит к повышению качества целей, так как во главу угла ставится проактивный подход к определению потребностей клиентов и их удовлетворению.

В существующей сложной экономической ситуации мы должны думать и действовать по-другому, нам нужны нестандартные решения. И если мы сумеем изменить ценности, которые производят неуспешные цели, мы повысим качество целей (целеполагание) и действий по их достижению (целедостижение), и сможем не только сохранить компании, но и развить их в любых внешних условиях, и сумеем изменить экономику страны.

Источник: Forbes