Компания Google проводит испытания своего машинного автопилота на дорогах штата Невада. Стараются не отставать от нее и другие известные компании. Насколько они приблизились к решению задачи автопилотирования?

За последние 5 лет на реализацию проекта создания автопилота было затрачено более $10 млн. Этой проблемой занимаются крупнейшие мировые компании, такие как BMW (в 2009 г. первый BMW проехал круг в автоматическом режиме по «Северной петле» Нюрбурггринга ), Ford, GM (первые испытания автопилота начались еще в 2007 г.), Honda, Hyundai, Mercedes, Nissan, Toyota, Volkswagen (разработки автопилота ведутся с 2008 г.), Volvo (начало разработок автопилота – 2008 г.), университет Оксфорда. Есть среди них и несколько российский проектов: компании «РобоСиВи», ставшей резидентом космического кластера инновационного центра "Сколково"), и Cognitive Technologies, традиционно занимающейся распознаванием образов.

Сейчас некоторые из них уже испытывают прототипы беспилотного управления транспортом. Таким образом, можно с полной уверенностью заявить, что уже в 2015 г. каждый сможет отпустить руль и доверить управление транспортом роботу-автопилоту.

Как работает автопилот

Существуют два принципиально различных направления в разработке беспилотных автомобилей. Первое - автопилот на основе активных датчиков , генерирующих излучение и предоставляющих готовую для анализа и применения информацию о ситуации на дороге LIDAR , построение 3D карт местности с помощью лазера и т.п. Второе - автопилот, работающий на основе пассивного анализа данных, например, обработки видеопотока камер.

Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуются разработки на основе активных датчиков (80% разработок), LIDAR (40% разработок) и видеокамер (70% разработок). При этом ученые и инженеры стараются комбинировать направления и подкреплять их данными GPS навигаторов (60% разработок) для более точных и безопасных маневров.

Уже сегодня каждый может прикоснуться к первым решениям автопилотов. Например, голландская компания Mobileye N.V. выпустила в продажу систему предупреждения аварийных ситуаций, позволяющую с помощью камеры в режиме реального времени сообщать о возможных аварийных ситуациях в случае несоблюдения дистанции, резкого торможения впереди идущего транспорта или при смене автомобилем полосы с выключенными поворотниками. Стоимость такой разработки составляет порядка 40 - 60 тыс. руб.

Для тех, кто желает протестировать применение полностью автопилотируемого автомобиля, в лондонском аэропорте Хитроу курсируют 22 беспилотных электромобиля. Они возят пассажиров от терминала к парковке и преодолевают расстояние в два километра с максимальной скоростью 40 км/ч.

Эволюция решения

Автопилот, несомненно, прошел несколько стадий эволюции на пути своего развития. Первая - это создание системы предупреждения опасности на дороге. Стремление людей к безопасности привело к тому, что спрос на видеорегистраторы по данным «Евросети» в 2011 г. увеличился на 1386% в денежном выражении.

Следующей стадией можно считать появление возможности автоматического управления автомобилем в пробках или, другими словами, адаптивного круиз-контроля, который, пользуется большим спросом.

За этим последовало создание робота-автопилота, способного доставить пассажиров из любой точки А в точку Б в идеальных дорожных условиях. Именно такого уровня на сегодняшний день достигли разработки беспилотного транспорта. «Продемонстрированные сегодня на публике эксперименты в области автоматического управления транспортом в условиях, близких к идеальным, а именно: четкая и точная дорожная разметка, прекрасная видимость дорожной сцены – говорят о том, что мы пока далеки от создания автопилота, который можно было бы безопасно применять в любых погодных условиях на любых дорогах», - комментирует Василий Постников, эксперт в области машинного зрения ИСА РАН, руководитель лаборатории.

Конечная цель всех разработчиков - приспособленный к любым условиям автопилот, спрос на который, судя по заинтересованности граждан в удобстве и безопасности, способен взорвать рынок, объем которого может составить миллиарды рублей.

До настоящего времени не ясно, кто станет лидером в создании автопилота для реальных дорог и завоюет рынок. «Совершенно не важно, в какой стадии находятся разработки беспилотного транспорта. До тех пор, пока робот-автопилот зависит от погодных условий и качества дорог, водитель не сможет спокойно отпустить руль. Мы, в свою очередь, работаем над тем, чтобы в скором времени это стало возможным», - говорит Ольга Ускова, президент компании Cognitive Technologies.

Что же, ждать осталось недолго. Практически все мировые автобренды заявили о появлении элементов автопилотирования на новых поколениях моделей авто. Их выпуск намечен на 2015 – 2018 гг. Возможно, тогда мы сможем без опаски отпустить руль.